Французская архитектура | Искусство интерьера
You are here: Home > Архитектура стран мира > Французская архитектура

Французская архитектура

Большая часть Франции расположена в Западной Европе, её материковая часть на севере граничит с Бельгией, на северо-востоке — с Люксембургом и Германией, на востоке — со Швейцарией, на юго-востоке — с Монако и Италией, на юго-западе — с Испанией и Андоррой. Францию омывают четыре водных пространства: Ла-Манш, Атлантический океан и Средиземное море.

Франция — самая посещаемая страна в мире. Из-за популярности ее архитектурных достопримечательностей, Франция — бесспорная чемпионка мирового туризма.

Фото: панорама Парижа — столицы Франции

Франция подарила миру множество памятников архитектурного значения, которыми не перестают восторгаться люди всего мира, независимо от национальности, места жительства и социального положения. Культурным центром страны, безусловно, является шумный и хаотичный Париж — столица Франции с Х в. н. э. Достопримечательности в Париже встречаются буквально на каждом шагу. Острова Сите и Сен-Луи образуют исторический центр города. На Сите находится Собор Парижской Богоматери («Нотр-Дам де Пари») — «сердце Парижа». Этот католический храм, основанный в 1160 г. и достроенный только в 1245 г., представляет собой пятинефную базилику (длина — 130 м., ширина — 108 м., внутренняя высота — 35 м.), являющуюся шедевром готического стиля. Собор буквально поражает своими великолепными башнями, колокольней, галереями, витражами и украшенными статуями порталами.

Фото:  Собор Парижской Богоматери

Неподалеку находится и самая старая тюрьма Парижа — Консьержери. Мрачное здание Консьержери вытянулось вдоль набережной Часов. Круглые башни с коническими крышами выглядят декорацией к рыцарскому роману — грозный боевой замок посреди сегодняшнего Парижа.

Фото: старая тюрьма Парижа — Консьержери

На правом берегу Сены расположена бывшая королевская резиденция, а ныне один из крупнейших и богатейших музеев мира — Лувр.

Фото: богатейший музей мира — Лувр

Неподалеку от Лувра расположены и другие памятники правобережья — Биржа, Тампль, Триумфальная арка на площади де Голля (высота — 49,54 м., ширина — 45 м., высота свода — 29,19 м.) с могилой Неизвестного Солдата и вечным огнём.

Фото: Триумфальная арка

А также «самая красивая улица мира» — Елисейские поля, на которой расположены роскошные магазины, автосалоны, знаменитые рестораны и кафе, а также резиденция президента Франции — Елисейский дворец и правительственные учреждения.

Фото: Елисейский дворец — эталон классицизма

В этом же районе расположены: Большая арка Ля-Дефанс — самый большой бизнес-центр в Европе, выставочный центр «Гранд Арч» с прозрачными стенами и площадь Согласия (одна из самых больших парижских площадей — 84 тыс. кв.м.) с древней Луксорской колонной. А также самый 8 и футуристический Национальный музей современного искусства в квартале Бобур (один из самых старых районов Парижа), в экспозиции которого картины и скульптуры ХХ.

Фото: Большая арка Ля-Дефанс

Фото: Оперный театр  Опера Гарнье

Оперный театр  Опера Гарнье  считается эталоном эклектической архитектуры в стиле боз-ар.

На левом берегу Сены, расположены знаменитая Эйфелева башня (1889 г., высота с антеннами 320 м.). Эйфелева башня, построенная Гюставом Эйфелем для Всемирной выставки 1889 г. Она была задумана как инженерный проект, однако после бурного неприятия и волн критики стала символом столицы Франции.

Фото: знаменитая Эйфелева башня

Дворец Шайо, Дом инвалидов с Собором и гробницей Наполеона, Пантеон — Храм Славы для погребения великих людей страны, с гробницами Руссо, Золя, Кюри, Гюго, Вольтера, Мирабо и др., а также Сорбонна (Парижский университет, 1215 г.) — один из крупнейших учебных и научных центров мира, на территории которой расположена Церковь Сорбонны с могилой кардинала Ришелье.

Фото: Пантеон (Pantheon)

Пантеон (Pantheon) — неоклассическое здание в Латинском квартале Парижа.

Среди памятников архитектуры Парижа, отдельного внимания заслуживает Версальский дворец. Версальский дворец или Версальский замок (фр. Ch?teau de Versailles) — дворец в Версале, бывшая резиденция французских королей. Построенный в стиле классицизма в 1661-1710 гг на месте замка Людовика XIII (фактически вобрав Старый замок) Новый замок (фр. Ch?teau Neuf) вместе огромными Версальским садами, Большим и Малым Трианон, Селом королевы составляют единый дворцово-парковый комплекс.

Фото: Версальский дворец

Над строительством всего комплекса вместе с садами работали лучшие французские архитекторы своего времени — Луи Ле Во, Андре Ленотр, Франсуа дьОрбе, Жюль Ардуэн-Мансар, Габриэль и др.

В эпоху правления Людовика XIV складывается новый стиль, королевский, который наиболее полно выражал идеи торжества национального единства и абсолютной королевской власти. В нем соединились элементы классицизма и барокко. Новый классицистический Париж возник как начало коренного преобразования, продолженного в XVIII и XIX вв. В основу планировки города была положена трехлучевая система улиц, исходящих из одной точки. В Париже такой точкой является парк Тюильри с лучом — Елисейскими полями. В Версале эта идея была реализована полностью. Самым ярким архитектурным образцом раннего классицизма с еще готическими элементами явился Люксембургский дворец, построенный для Марии Медичи. Первый дворцово-парковый ансамбль классицистического стиля — Во-ле-Виконт — является в определенной степени предвестником Версаля, ансамбля, в котором все тенденции классицизма получили полное и всестороннее развитие.

Фото: Люксембургский дворец, построенный для Марии Медичи

Эпоха Просвещения пересмотрела сущность архитектуры как искусства: теперь во главу угла ставилась функциональная задача, а не строгое соблюдение античных канонов. Знаменитый Малый Трианон, построенный в Версале по заказу Людовика XV, определил тип паркового дворца-павильона. Площадь Согласия также является образцом неоклассического стиля, органично вписывающегося в непрерывно меняющийся план Парижа. Ближе к середине века архитекторы стали смешивать стили разных эпох. Возникли псевдо-(нео-) готика, псевдовизантийский и неогреческий стили. Здание Парижской оперы – один из ярких примеров эклектики (1785, арх. Ш. Гарнье).

Фото: здание Парижской оперы

В конце века появились железо, чугун и стекло. Это в корне изменило архитектуру. Рождается стиль модерн с асимметрией и криволинейными формами (Э. Гимар – входные павильоны в парижское метро, Кастель Беранже).

В начале нового века в искусстве строительства использовались строгая простота и геометрические объемы. Это время господства рационализма и конструктивизма, функционального подхода к архитектурным задачам. Самым известным аржитектором того времени стал Ле Корбюзье (1897-1965). Корбюзье — убежденнейший конструктивист. Истинную красоту в архитектуре он видит лишь в чеканной ясности геометрических объемов, в четкости очертаний современных железобетонных конструкций. Корбюзье отверг старую эстетику с ее боязнью форм, рожденных машинным производством. Наиболее известные работы Корбюзье из этой группы сооружений — вилла в Гарше (1927), вилла в Пуасси (1930) и поселок «Пессак». Характерные признаки архитектуры Ле Корбюзье — объёмы-блоки, поднятые над землёй; свободно стоящие колонны под ними; плоские используемые крыши-террасы («сады на крыше»); «прозрачные», просматриваемые насквозь фасады («свободный фасад»); шероховатые неотделанные поверхности бетона; свободные пространства этажей («свободный план»).

Фото: вилла в Гарше

Фото: церковь Сен-Пьер в Фирмини. Ле Корбюзье

Фото: здание Нотр Дам дю О. Лё Корбюзье

ХХ век характеризуется новыми веяниями в строительстве. Стали появляться современные районы, которые сильно отличаются от исторических зданий. Это деловой район Дефанс с огромной прямоугольной аркой и небоскребами, Центр Помпиду (Бобур), стеклянная Пирамида во дворе Лувра, Новое здание Оперы на площади Бастилии. Широкомасштабные работы, предпринятые с начала 80-х гг. XX века, отвечают стремлению дать стимул творческому воображению архитекторов. Бывший вокзал Орсэ, символ железнодорожной архитектуры конца прошлого века, был переоборудован в музей Орсэ для размещения художественных собраний XIX века по плану трех французских и одного итальянского архитектора. В свою очередь, самый знаменитый из парижских музеев, обновленный по случаю двухсотлетия, — Большой Лувр — был полностью перестроен американским архитектором Пеем.

Фото: стеклянная Пирамида во дворе Лувра

Фото: внутри Пирамиды

Этот ансамбль. Символом которого стала стеклянная пирамида, формирует ось великолепной перспективы, проходящую через сад Тюильри, Елисейские поля и заканчивающуюся у Большой арки района Дефанс, которая была сооружена по проекту датского архитектора Шпрекельсена. В северной части города парк Ла Виллет (La Villette), спланированный Бернаром Чуми, выглядит городом-садом, в котором находится целый ряд сооружений: от «Зенита», где даются большие эстрадные представления, до удивительного «Геода» (круговая кинопанорама) Адриана Фэльсиндера и Центра Музыки, где архитектурно-акустическая часть выполнена по замыслу автора, Кристиана де Порзампара. Наконец, обращают на себя внимание Институт Арабских стран и новый комплекс Министерства финансов на набереной Берси. В глубине просматриваются здание оперы на площади Бастилии и четыре башни Национальной библиотеки Франции.

Фото: комплекс Министерства финансов на набереной Берси

Фото: Институт арабского мира в Париже. Архитектор Жан Нувель

Современная архитектура центральных районов Парижа — это в конечном счете либо реконструкция исторической застройки, либо вкрапление в нее отдельных уникальных зданий и локальных комплексов. Гораздо более полное представление о современной Французской архитектуре дает новое строительство в периферийных районах, пригородах и особенно новых городах Парижского района, ставших экспериментальными строительными площадками, где осуществляются и проходят испытание жизнью новые градостроительные и архитектурные идеи, новые концепции жилой среды.

Большое значение в осуществлении урбанистических замыслов имеют и конкретные строительные приемы, используемые французскими архитекторами. Курс на индустриализацию строительства, вырабатываемый еще на рубеже веков, постепенно становился определяющим, и к сегодняшнему дню он диктует многие особенности художественных форм. Широко распространен опыт индустриального изготовления сборных панелей наружных и внутренних стен домов. Заводы «Арбетон» (интересен перевод названия — «художественный бетон»), обладая, впрочем, небольшими производственными мощностями, имеют гибкую технологию, позволяющую им производить объемные всевозможные очертания панели.

Такие сборные элементы фасадов из «арбетона» легко увязываются с различными конструктивными системами — металлическими, железобетонными, как сборными, так и монолитными. Арбетон достаточно эффективно был использован при строительстве здания «Газ Франции», башни Дефанса, аэропорта Руасси, жилого массива в Сан-Жевеньев де Буа. Этот метод широко комбинируется с давно уже получившим распространение способом скользящей опалубки, где разнообразная фактура материалов щитов опалубки дает эффектный рисунок на фасадах. Широко используются и металлические панели (железо, алюминий, иногда с наведенным посредством разнообразных технологических приемов цветом), получающие при изготовлении рельеф. Все это дает возможность пластического обогащения ритмической разработки фасадов. Используются, хотя еще и в полную меру, различные пластиковые материалы.

Фото: аэропорт Руасси в Париже

Фото: Ла-Дефанс — современный деловой и жилой квартал в ближнем пригороде Парижа

Во Франции с успехом работает целая группа инженеров-строителей. Появляется много принципиально интересных разработок конструктивных систем. В этой области, как и во всех других, связанных с современной архитектурой, ярко проявилась склонность к эксперименту и оправданному логическому решению, столь типичным для французских мастеров.

ГЛАВНАЯ

Хотите получать новые статьи на почту?
Введите свой email:
  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий