Архитектура Германии
Федеративная Республика Германия (ФРГ), государство в Центральной Европе, которое с 3 октября 1990 объединило все территории, разделенные между двумя германскими государствами после Второй мировой войны. На севере граничит с Данией, на востоке — с Польшей и Чешской Республикой, на юге — с Австрией и Швейцарией, на западе — с Францией, Люксембургом, Бельгией и Нидерландами. На севере омывается Северным и Балтийским морями. Германия – ведущая экономическая держава Европы.
Фото: панорама Германии
В 1920-е годы Германия шла в авангарде развития современной архитектуры. После прихода Гитлера к власти в 1933 многие современные архитекторы были вынуждены эмигрировать. За годы изгнания, живя за рубежом, они немало способствовали развитию космополитического стиля в современной архитектуре. И хотя этот стиль весьма охотно был принят и прижился в Западной Германии после Второй мировой войны, лишь немногие немецкие архитекторы, как из ФРГ, так и из ГДР, приобрели широкую международную известность.
Крупнейшим центром зодчества в Германии в первой половине XIX в. был Берлин. Развитие немецкой архитектурной школы этого периода во многом определило творчество двух мастеров — К. Ф. Шинкеля и Ф. К. Л. фон Кленце.
Карл Фридрих Шинкель (1781— 1841) — виднейший немецкий архитектор первой половины XIX в. — в 1800 г. закончил Берлинскую академию архитектуры, а в 1803—1805 гг, посетил Италию и Париж.
Уже в ранних работах Шинкеля классические формы построек соответствуют их современным функциям. Новая караульня в Берлине, возведённая по его проекту в 1816— 1818 гг., — суровое приземистое здание с глухими стенами. Угловые выступы усиливают впечатление мощности сооружения, портик же вносит в композицию оттенок официальной торжественности.
Фото: Новая караульня в Берлине
Совсем по-другому выполнен фасад берлинского Драматического театра (1819—1821 гг.): его стены, прорезанные радами больших окон, обрели лёгкость, созвучную стройным колоннам портика.
Фото: берлинский Драматический театр
Самая известная постройка Шинкеля — Старый музей в Берлине (1824—1828 гг.), прямоугольное здание с величественным портиком во всю ширину фасада. Внутренняя планировка полностью приспособлена к музейной экспозиции: светлые галереи с четырёх сторон окружают центральный зал, предназначенный для античной скульптуры.
Фото: Старый музей в Берлине
Увлечение Шинкеля готикой и современным английским индустриальным строительством (в 1826 г. архитектор побывал в Англии) отразилось в его последней крупной работе — новом здании Строительной академии в Берлине (1831 — 1835 гг.). Это четырёхэтажное массивное сооружение из неоштукатуренного кирпича сразу прозвали «красным ящиком». Насмешливые берлинцы не подозревали, что перед ними прообраз архитектуры будущего — прекрасно спланированное светлое здание, почти лишённое украшений, но восхищающее гармоничной ясностью форм.
В конце жизни Шинкель разрабатывал проекты фабрик, контор, библиотек, магазинов-пассажей и многоквартирных домов. Многое из этих проектов нашло отражение в постройках XX столетия.
Младший современник Шинкеля Франц Карл Лео фон Кленце (1784—1864) также учился в Берлине, затем стажировался в Париже и посетил Италию. В 1815 г. он был назначен придворным архитектором баварского короля Людвига I (1825—1848 гг.).
В отличие от работ Шинкеля — зодчего, опередившего своё время, — творчество фон Кленце обращено в прошлое. Каждая его постройка — достаточно свободная вариация на тему того или иного исторического стиля. Возведённое в Мюнхене здание Глиптотеки (1816— 1830 гг.) — коллекции произведений скульптуры — выдержано в стиле древнегреческого зодчества, а фасад Старой пинакотеки (1826—1836 гг.) — картинной галереи, в которой были собраны работы старых мастеров, — повторяет формы итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Впрочем, постройки фон Кленце тоже предвосхищают будущее зодчества: через несколько десятилетий подобное заимствование форм и орнаментов из прошлого, причём ещё более механическое, станет настоящим бедствием европейской архитектуры.
Фото: здание Глиптотеки в Мюнхене
Фото: здание Старой пинакотеки — картинной галереи
Архитектура при нацистах не создала собственного стилевого направления, хотя сегодня часто говорится о нацистской архитектуре. Новые здания, по замыслу нацистов, должны были быть великими, а человек чувствовать себя малозначительным по сравнению с системой, возведшей эти здания. Это стилевое направление отражало, в конечном счете, идеи и признаки неоклассицизма, служившего фашистской идеологии.
Основная мысль заключалась в сооружении зданий, способных пережить тысячелетия, чтобы и в дальнейшем символизировать великую Германию и гитлеровский режим. Вместе с Альбертом Шпеером, без сомнения весьма одаренным архитектором, Гитлер вынашивал планы полной реконструкции Берлина и превращения города во «Всемирную столицу Германии». Составной частью плана перестройки Берлина было также сооружение аэропорта Tempelhof, приемный терминал которого отражает и сегодня архитектурные идеалы того времени.
Фото: сооружение аэропорта Tempelhof
Самой известной постройкой Альберта Шпеера является комплекс нацисткой партии в Нюрнберге, строительство которой должно было быть завершено в 1938 году, к съезду национал-социалистической партии. Общий проект этого гигантского сооружения охватывал площадь более чем 11 кв.км. Некоторые фрагменты этого колоссального строения можно осмотреть еще сегодня.
Образцом архитектуры в годы национал-социализма был прусский классицизм, в частности произведения Карла Фридриха Шинкеля. Примером может служить сходство фасада «Старого музея Шинкеля» в Берлине с «Домом немецкого искусства» архитектора Пауля Людвига Трооста, построенного в 1938 году в Мюнхене.
Фото: «Дом немецкого искусства» архитектора Пауля Людвига Трооста
После окончания Второй мировой войны восстановление ФРГ стояло на первом месте. Идеи новой застройки городов разделялись на 2 части: одни архитекторы предлагали возродить, по возможности, предвоенную архитектуру чтобы не потерять идентификацию городов, что нашло свое воплощение в Мюнхене, Кельне, Мюнстере — другие же придерживались мнения о новом градостроительном начале согласно требованиям современной архитектуры, как произошло в Ганновере.
По-новому строились и реконструировались разрушенные войной церкви. Как символ демократии, к 100-летней годовщине образования первого немецкого парламента, в 1948 году была восстановлена франкфуртская церковь Св. Павла.
Фото: франкфуртская церковь Св. Павла
Другое известное церковное здание послевоенного времени — это церковь Поминовения на Курфюрстендамм, ставшая на ряду с руинами старой церкви символом восстановления Берлина.
Фото: церковь Поминовения на Курфюрстендамм
По планам архитекторов предвоенного модерна в Берлине была построена Новая национальная галерея (1968 г.).
Фото: Новая национальная галерея
Олимпийский стадион в Мюнхене, построенный к открытию летних олимпийских игр 1972 года, относится к самым представительным строениям Федеративной Республики Германии. Архитектура спортивного комплекса планировалась как противоположность к Берлинским Олимпийским играм 1936 года и должна была символизировать Германию, как демократическую и открытую миру страну.
Фото: Олимпийский стадион в Мюнхене
Здание Бундестага в Бонне, построенное в 1988-1992 годах по планам архитектора Гюнтера Бениша, также относится к представительным демократическим строениям Германии, однако, здание лишилось своей функции в результате переселения правительства страны в Берлин.
Фото: здание Бундестага в Бонне
Архитектурный стиль постмодернизм появился в середине 1970-х годов в США и до конца 1980-х годов распространился на Западную Германию.
Пример постмодернизма в Германии — это Немецкий музей архитектуры (1984 г.) во Франкфурте-на-Майне.
Фото: Немецкий музей архитектуры
Также в стиле постмодернизма архитектор Хан Холлай построил музей современного искусства (1991 г.) во Франкфурте-на-Майне.
Фото: музей современного искусства во Франкфурте-на-Майне
Современная архитектура Германии развивается сразу по нескольким направлениям: в них сочетаются и проверенная временем историческая классика в обрамлении национального колорита и хай-тек — сооружения уже даже не ближайшего будущего, а сегодняшнего настоящего. Традиции и инновации идут рука об руку, яркими примерами являются объединенный центр Берлина — самая огромная и впечатляющая строительная площадка Германии, с каждым годом все более отчетливо принимающая облик законченного архитектурного ансамбля, а также массовое претворение в жизнь оригинальных архитектурно-строительных решений в рамках проектов «ЭКСПО-2000» как на общегерманском так и локальном уровнях.
Силуэты современных небоскребов уже отодвигают в тень импозантные музейные здания: все смелее становятся дерзания архитекторов и бизнесменов, проявляющиеся в смелых линиях этих небоскребов американского образца. В Германии особое отношение к небоскребам. С одной стороны, как и в большинстве мест в Европе, новые высотки возникают достаточно редко и не составляют большой доли в строительстве. С другой стороны, в Германии до сих пор сохраняется неподдельный интерес и энтузиазм по поводу возведения высотных зданий, определенный «романтический флер», как в среде архитекторов, так и у большинства жителей страны. Начало строительства небоскребов приходится на довольно поздний период. Самый высокий в Евросоюзе небоскреб Коммерцбанка в банковском квартале во Франкфурте.
Фото: небоскреб Коммерцбанка
Небоскребы, строящиеся в этой стране, — по-прежнему «штучный товар», и появление каждого нового высотного здания сопровождается серьезной подготовкой общественного мнения.
Во многих местах в провинции продолжала жить и традиционная архитектура, которую без труда можно было интерпретировать как «национальную».
Фото: традиционная архитектура Германии
Грядущее тысячелетие, конечно же, будет сопряжено с новыми проблемами и вопросами в развитии немецкой архитектуры, но чтобы уверенно смотреть в будущее, надо хорошо знать прошлое и ориентироваться в настоящем.
Ни в какой другой стране мира не найдется такое большое количество неповторимых сооружений, как в Германии. Многие из них включены в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.
—
Октябрь 31st, 2012 - 21:56
Живу рядом , а в музее архитектуры еще не была во Франкфурте, спасибо за обзор..