Итальянская архитектура | Искусство интерьера
You are here: Home > Архитектура стран мира > Итальянская архитектура

Итальянская архитектура

Италия — государство на юге Европы, расположившееся на Апеннинском полуострове. Граничит с Францией, Швейцарией, Австрией и Словенией, а также с двумя карликовыми государствами-анклавами — Ватиканом и Сан-Марино.

Фото: Итальянская архитектура

Итальянская архитектура возникла на развалинах Древнего Рима, которой была присуща не только монументальность и грандиозность, но и изящество. В Италии сохранилось множество памятников древнеримской архитектуры: Колизей, Пантеон и другие  храмы посвященные древним Богам.

Фото: Колизей

Фото: древние развалины Колизея

Колизей — амфитеатр, одна из самых больших арен мира. Строительство велось на протяжении 8 лет. Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами.

Фото: Пантеон— античный храм всех богов в Риме,  возведенный в 27 году до н.э

Фото: храм Весты

Храм Весты  — развалины античного храма, посвящённого Весте, римской богине домашнего очага. Располагается в Риме неподалёку от храма Цезаря на римском форуме, в южной части Священной дороги.

Ведущую роль в архитектуре средневековой Италии (VII—X вв.) играла церковная архитектура. Наиболее распространенным типом здания  этой эпохи  являлась базилика с плоским перекрытием.  Это римские церкви Санта-Мария ин Космедин, Санта-Мария ин Домника и многие другие.

Фото: церковь Санта-Мария ин Космедин

Фото: церковь Санта Мария ин Домника- храм VII- XVI веков

В архитектуре этого времени тяжеловесный романский стиль постепенно сменяется новым, более динамичным и гибким готическим стилем, который, однако, приобрел в Италии своеобразные черты. Итальянская готика отличается уравновешенностью горизонтальных и вертикальных членений здания. Стрельчатые арки почти всегда приближаются по форме к полукруглым, архитектурный образ проникнут большим спокойствием.

В готическом стиле возводились соборы в Сиене (XIII век), в Орвието и во Флоренции. В Северной Италии строились великолепные церкви, нередко отличавшиеся особенно большими размерами: Сан-Франческо (1246—1260) и Сан-Петронио (начата в 1338) в Болонье, Сант-Антонио (1232—1307) в Падуе, собор в Милане (начат в 1386). Готические элементы проникают и в гражданское строительство — Палаццо Веккьо (1298) и лоджия деи Ланци во Флоренции, Палаццо Публико (1245) в Кремоне, Дворец дожей (1309— 1438) в Венеции, многочисленные дворцы в Сиене, Орвието и Флоренции.

Фото: готический собор в Сиене — один из шедевров тосканской архитектуры

Фото: собор Дуомо  в Милане

Фото: собор Сан-Петронио  в Болонье

Фото: собор Сант-Антонио (1232—1307) в Падуе

В XV веке итальянская архитектура окончательно выходит из-под опеки церкви, проникается светским духом. Опираясь на античное и проторенессансное наследие, великий итальянский архитектор, скульптор и ученый Филиппо Брунел-лески (1377—1446) заложил основы всей архитектуры эпохи Возрождения. В противовес предшествующей эпохе ведущим типом здания становится Палаццо — дворец и городской особняк. Эта светская архитектура оказала определяющее влияние на церковное зодчество. Композиция фасадов с их спокойными, простыми, прямыми линиями строилась на основе тщательно продуманной рационалистической системы пропорций. Лоджии и галереи придавали особую легкость внутреннему двору здания, овеянного счастливым, радостным настроением. Среди работ мастера назовем купол собора Санта-Мария дель Фьоре (1420—1436), воспитательный дом, т. н. Оспедале дельи Ин-ноченти (1421—1444) и капеллу Пацци во дворе монастыря Санта-Кроче, Палаццо Питти, преобразившие облик Флоренции.

Фото: купол собора Санта-Мария дель Фьоре

Фото: главный собор Флоренции

Фото: капелла Пацци во дворе монастыря Санта-Кроче, Флоренция

Фото: палаццо Питти (Pitti) — художественный музей во Флоренции

В эти же годы в Риме работал известный итальянский архитектор Доменико Фонтана (1543—1607). Градостроительные работы архитектора в Риме способствовали становлению барочной концепции города как системы парадных ансамблей. Фонтана построил Латеранский дворец в Риме (1586—1590) и Палаццо Реале в Неаполе (1600—1602). Работы архитектора Карло Модерна (1556—1629), творившего в те времена отличаются пышностью декора и развитой пространственной композицией. Это церковь Санта-Сузанна (1596—1603), центральный неф и фасад собора Святого Петра (1607—1614) в Риме.

Фото: палаццо Реале в Неаполе

Фото: Латеранский дворец в Риме

Фото: церковь Санта-Сузанна в Риме

Фото: собор Святого Петра в Риме

Еще одним крупнейшим представителем барокко является выдающийся итальянский архитектор XVII века Джованни Лоренцо Бернини (1598—1680). Его архитектурные произведения поражают пространственным размахом, пышностью декора, динамикой форм, перспективными и световыми эффектами (ансамбль площади Св. Петра в Риме, 1657—1663). Бернини органично сочетал архитектуру и скульптуру, использовал различные материалы, раскраску, позолоту, световые эффекты (интерьеры собора Св. Петра с кафедрой Св. Петра, 1657—1666).

Фото: интерьер собора Святого Петра в Риме

В архитектуре первой половины XIX века господствует классицизм, яркими представителями которого являются архитекторы Карло Амати (1776—1852) и Пьетро Бьян-ки (1787—1849). Многие итальянские города (Милан, Турин, Рим, Флоренция) начали реконструироваться в классицистическом духе.

После объединения страны (1870) начался бурный рост промышленного производства, что, в свою очередь, привело к дальнейшему развитию градостроительства. В архитектуре этого периода используется смешение форм различных художественных стилей. Эклектичный стиль к началу XX века постепенно модифицировался в стиль модерн, который в Италии получил название «либерти». Представителями этого направления в итальянской архитектуре являются архитекторы Эрнесто Базиле (1857—1932), Раймондо д’Арон-ко (1857—1932) и Джузеппе Соммаруга (1867—1917), их произведения  характеризуются причудливостью композиции и вычурностью декора.

Фото: Grand Hotel Villa Igiea

Grand Hotel Villa Igiea входит в десятку самых красивых отелей в мире и считается одним из привлекательнейших мест в Сицилии. Его построил в конце XIX века архитектор Эрнесто Базиле по заказу семьи Флорио.

В годы правления Муссолини (1922— 1943) в архитектуре Италии сложился неоклассицизм, ярким представителем которого стал известный архитектор Марчелло Пьячентини (1881 —1960). В своем творчестве он схематизировал внешние формы классической архитектуры, упрощал традиционный архитектурный декор. Примеры тому Университетский городок в Риме и застройка Пьяцца делла Виттория в Брешии.

Фото: застройка Пьяцца делла Виттория в Брешии, архитектор Марчелло Пьячентини

Италия – воистину сказочная страна. Многие итальянские города, и в первую очередь Рим, Венеция и Флоренция, благодаря находящимся в них всемирно известным шедеврам искусства, уже давно воспринимаются как “музеи под открытым небом”.

Рим – город, с классическими колоннадами и волнующими взгляд памятниками древних зодчих. Помимо Колизея и Пантеона в Риме большое количество архитектурных шедевров. Например: несколько Триумфальных арок в честь римских императоров и полководцев; Римский Форум и Императорский Форум; бани Каракалла (217 год); катакомбы, в которых укрывались от преследований первые христиане; форт Кастель-Сант-Анжело, возведенный первоначально как мавзолей императора Адриана и в средние века перестроенный под укрепление; базилика св. Иоанна Латеранского (IV век, перестроена в XVII-XVIII веках); базилика св. Павла (IV век); базилика св. Петра-в-цепях (V век), внутри которой находится мраморная скульптура Моисея работы Микеланджело; Пьяцца Навона с тремя фонтанами: один работы Джанлоренцо Бернини, в фонтан же Треви в стиле барокко туристы обычно бросают монетки; церковь Тринита-дей-Монти (XV век); большое количество различных музеев и галерей — Капитолийский музей, Национальный музей Вилла Джулия (коллекция предметов этрусского и римского искусства), галерея Боргезе (живопись и скульптура), Национальный римский музей (древнегреческая и древнеримская скульптура), несколько средневековых дворцов, в которых также расположены музеи и галереи.

Фото: Римский Форум

Фото: Императорский Форум

Фото: бани Каракалла

Фото: одна из Триумфальных арок в Риме

Фото: Национальный музей вилла Джулия в Риме

Фото: Площадь Венеции

Центральной в Риме является  Площадь Венеции (Piazza Venezia), которая является самой значительной транспортной развязкой и служит в городе своеобразным ориентиром и туристическим центром.

Фото: фонтан же Треви в стиле барокко

Милан – это город искусств. Продолжая традиции творившего в Милане классика оперной музыки Джузеппе Верди, город гордится Ла Скалой – крупнейшей оперной сценой мира.

Фото: Оперный театр Ла Скала в Милане

Фото: Миланская базилика Санта Мария делла Грацие XV века

Миланская базилика Санта Мария делла Грацие XV века примечательна своим куполом работы Донато Браманте (1492 г.). А перед церковью находится знаменитая трапезная с прославленной фреской Леонардо да Винчи “Тайная вечеря”. Флоренция  заворожит Вас великолепием своих дворцов и церквей, тишиной узких средневековых улочек и неспешным течением реки Арно.

Фото: город Флоренция

Фото: Золотой мост во Флоренции

В отличие от таких городов-музеев под открытым небом как Рим и Флоренция, Венеция – музей на воде. Венеция – или “невеста моря” по образному выражению Гете — раскинулась на 118 островах, удивительным образом связанных между собой сетью каналов и фондамента (fondamenta) —своеобразными венецианскими «набережными».

Фото: венецианская набережная

Фото: город Венеция

Фото: Дворец дождей в Венеции

Фото: улочки Венеции

Подчас даже само существование средь водной глади столь великолепного творения рук великих зодчих кажется нереальным, и чувство это не покидает многих посетивших Венецию на протяжении всего пребывания в ее волшебном мире вырастающих из воды палаццо, узких улочек – калли (calli), золотоносых цвета вороньего крыла гондол и веселых гондольеров с их вечно живой баркароллой.

Неаполь расположен в очень живописном месте на берегу Неаполитанского залива. Говорят, что теплый климат и соседство моря предопределили неторопливый характер неаполитанцев, размеренный стиль их жизни.

Фото: панорама Неаполя

Неаполь богат архитектурными памятниками, однако главная достопримечательность региона, в котором расположен Неаполь, находится вне города. Это – расположенный сравнительно недалеко вулкан Везувий. Археологический музей Неаполя славится богатой коллекцией экспонатов, свидетельствующих о жизни древнеримских городов Помпеи и Геркуланум, пострадавших от извержения Везувия.

Всемирно известны расположенные в Неаполитанском заливе острова Капри и Искья. На Капри долго жил Максим Горький, которого навещали Федор Шаляпин и Луначарский. Острова известны своим мягким и целебным климатом.

Пиза – город Падающей башни и одного из известнейших в Италии университетов – расположен у слияния двух рек — Арно и Серкьо.

Фото: Пизанский собор

Пизанский собор является главным собором Пизы и является  примерои так называемого романо-пизанского стиля.

Собор, сооружение которого было начато на рубеже тысячелетий в 1063 году, украшен четырьмя рядами элегантных аркад. Внутри собора можно полюбоваться произведениями великого Джованни Пизано, в том числе кафедрой его работы.

Фото: Пизанская башня

Падающая башня (Torre Pendente), сооруженная в 1173 г., по праву является символом города. Хотя ее отклонение от вертикали составляет уже около 5 метров, архитекторы и ученые не теряют надежд остановить этот пока необратимый процесс.
Впрочем, не только Падающая башня, но и остальные три сооружения на Площади чудес (Campo dei Miracoli) – покрытой зеленой лужайкой центральной площади Пизы – изумляют своей красотой и необычностью.

Фото: Баптистерий Campo Santo Vecchio

Баптистерий Campo Santo Vecchio — еще одна достопримечательность Площади чудес.

Относящееся к 1277 году сооружение известно прежде всего своими  изумительными мозаиками и фресками, не все из которых уцелели после II мировой войны. Особняком стоят такие шедевры как «Ветхий Завет» Беноццо Гоццоли и «Триумф Смерти» XIV в. неизвестного мастера, которые, как говорят, вдохновили композитора Ференца Листа на создание произведения «Пляска смерти» для фортепиано с оркестром. Сохранились лишь фрагменты фресок цикла «Триумф смерти».

Посетив яркую солнечную Италию, у вас останутся незабываемые впечатления о ее легендарных городах. Трудно сосчитать все памятники, храмы и арены Италии, но можно понять их величие и осознать всю их красоту.

ГЛАВНАЯ

Хотите получать новые статьи на почту?
Введите свой email:
  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

4 комментария к записи “Итальянская архитектура”

  1. Виктория сказал:

    А я и не знала, что аж на 5 метров наклонена Пизанская башня? А вот в художественный музей попасть — мечта.

  2. Наталья сказал:

    Очень интересная статья. Спасибо.

  3. АнжеликаВ сказал:

    В Италии потрясающая архитектура! Когда ездила туда в туристическую поездку, хотелось фотографировать почти каждое здание. Кстати, что касается площади Венеции в Риме, а именно монументу Виктору Эммануилу II, так итальянцы не очень любят этот памятник, обзывая его «свадебным тортом», из-за его чрезмерной роскоши,узоров и статуй.

  4. lina сказал:

    Спасибо Анжелика за интересное дополнение.

Оставить комментарий