Архитектура Швеции
В Швеции средневековье длилось около 500 лет: от крещения Улофа Шетконунга в 1000 году до Густава I Вазы, который захватил власть в 1523 году. Сначала почти все здания, городские и сельские, были построены из древесины. В XII веке камень стал преобладающим строительным материалом для строительства романских монастырей и церквей. Ярким примером является Кафедральный собор Лунда, монастыря в Сигтуни, церкви у Хусабю и монастыря Альвастра. Но меньше есть романских церквей в сельской местности.
Появление готического стиля принесло кирпич в Швецию в качестве нового строительного материала. Кафедральные соборы Вестерос, Стренгнес и Уппсала были построены из кирпича, в то время как соборы Скари и Линчепинг были сделаны из известняка.
Кафедральный собор Вестерос
Около 1500 из 4000 шведских церквей построено в средние века, очень мало светских зданий сохранилось из этого периода. Однако, есть несколько домов брандмейстера в Стокгольме и Висби, некоторые замки, крепости и укрепления. Из XIII века сохранились городские стены вокруг Висбю, и они одни из наиболее хорошо сохраненных средневековых городских стен в Европе.
Схема улиц «старого города» Стокгольма сохранилась из раннего периода, к средневековью. В других шведских городах светские здания от времен Средневековья очень редко встречаются, а те что остались — перестроенные в течение следующих веков. Например в Уппсали (швед. Skytteanum).
Улица «старого города» Стокгольма
Ренессанс и барокко Еведсклостерский дворец, Шведский национальный музей изобразительных искусств. После подъема Швеции, как большого государства в XVII веке, аристократы стали заниматься строительством. В тот период понятия «архитектор» и было создано как профессия. Репутация чего была подкреплена работами Симона Де-ла-Валле и Никодима Тессина Старшего. Были построены многочисленные дворцы городов и «Ландхуссер» прежде всего по французской модели.
Шведский национальный музей изобразительных искусств
Кроме того, помещения церквей были возобновлены. Церковь Катарини в Стокгольме стала образцом для многих зданий и церквей в провинции. Работы Никодима Тессина Младшего перенимали стиль барокко в архитектурном развитии Швеции. Например, Стокгольмский королевский дворец и Кафедральный собор Кальмара.
Церковь Катарини в Стокгольме
Кафедральный собор Кальмара
В XVII веке появился ряд городов, где были изложены четкие сетки плана улиц и узоры центральных площадей. Исключением из этого правила являются датские Сконе и Гетеборг, которые были заложены в голландской модели в 1619 г. и включали каналы. Конструкции эти как и раньше узнаются и сегодня, даже там, где оригинальные здания из древесины уже исчезли. Классицизм и ампир Королевский драматический театр, Церковь Кируни во второй половине XVIII века, особенно после государственного переворота Густава III новое направление было принято с использованием классических очертаний.
Королевский драматический театр
В 1773 г. была основанная школа в Академии искусств, вскоре после этого «Управления из присмотра в сфере строительной индустрии». Оба подняли качество архитектуры, но за счет местных традиций строительства. Образцом новых классических идеалов в архитектуре можно считать Дворцовый театр в Грипсгольми, Ботаническое здание в Уппсали или среднюю школу в Хернесанде.
Дворцовый театр в Грипсгольми
После наполеоновских войн с потерей Финляндии, национальная строительная деятельность была сосредоточена в военной сфере. Крепость Карлсборг и Гета-каналу, использовали 60000 человек в 23-летний период, это был наибольший шведский строительный проект всех времен. Ведущим архитектором первой половины XIX века был солдат, полковник Фредрик Блом, он разработал ряд казарм, а также оформленные в классическом стиле церковь в Стокгольме и, как домашний архитектор королевской семьи он построил Дворец Розендаль.
Крепость Карлсборг
Дворец Розендаль
Во второй половине XIX века во время индустриализации Швеции населения городов утроилось в течение нескольких десятилетий. Эта быстрая урбанизация привела к развитию строительной деятельности: были построены многоквартирные жилые дома и общественные здания, такие как школы, больницы, тюрьмы, гостиницы, банки, рыночные залы, театры и церкви. Эклектический историзм отличают много сооружений. Немец Фридрих Август Штюлер получил поддержку комиссии для строительства Шведского национального музея изобразительных искусств, который оформлен в стиле ренессанса.
Фредрик Вильгельм Шоландер в Стокгольме был вдохновлен синагогой ассирийской архитектуры. Его ученик Хельго Зеттервалль, пошел по его стопам сделав комплексную реконструкцию соборов Уппсала, Скара и Линчепинг и выразил свою интерпретацию готического стиля. Юхан Фредрик Обум является самим плодотворным шведским архитектором своего времени, который создал проекты многочисленных церквей и шеренгу мещанских домов в стиле неоренесанс. Новая гражданская гордость — это ресторан «Берн Шалонгер» (швед. Berns Salonger) был отмечен в творчестве архитекторов, из-за чего он увековечен в новелле Августа Стриндберга «Красная комната».
Собор Линчепинг
В конце XIX века и начала XX века появилось новое поколение архитекторов, которые отвернулись от историзма и классицизма. С одной стороны, они поглощали влияния извне Швеции, например стиль модерн, в котором выполнен Королевский драматичный театр в Стокгольме. С другой стороны, они искали образцы в шведской истории культуры и в шведской традиции строительства. Из этого поиска они развивали национально романтичный стиль (Северный модерн), из которого появилась шведская культура строительства и объединенная этого с идеями английского «Движения искусств и ремесел», чтоб создать очень разные шведские архитектурные образцы в кирпиче и древесине. Карл Вестман был одним из первых строителей соорудивших «Шведскую генеральную медицинскую ассоциацию» в Стокгольме, кто построил в таком стиле, вместе с Музеем Ресска в Гетеборзи и Стокгольмский судебный дом, став примером национально романтичному стилю.
Стокгольмский Королевский дворец
Стокгольмская ратуша, разработанная Рагнаром Естбергом и построенная между 1903 г. и 1923 г. Густавом Викманом посвящена заданию разной природы. Он построил целый город Кируна в течение 3 лет в безлюдной пустыне. После того, как богатые залежи железной руды были обнаружены и железнодорожная линия построена, некоторые Викманови предъявили обвинения в безобразии относительно дизайна города. В течение нескольких лет он вел проектирование и строительство с директорами и инженерами города домов, жилья работников, офисов, школ, больниц, пожарных станций (брандмейстеров), почтовых отделений, бассейнов и банков. Среди его наилучших работ есть церкви Кируни, выполненные в национально романтичному стили. Древесина в их строительстве демонстрирует влияние норвежских деревянных церквей и американских архитектурных традиций.
Стокгольмская ратуша
Модерн и постмодерн Ральф Ерхине: Стокгольмский университет «Современной архитектуры» в Швеции предшествовала группе архитекторов, которые заняли очень строгую и резко нео-класичну позицию. Гуннар Асплунд и Ивар Тенгбум были двумя из самых известных представителей этого во время 1910-х и 1920-х годов, вносят вклад в стили, которые стали известными на международном уровне как «шведская изысканность». Асплунд имел наиболее важные работы — это «Дом районного суда» в Сельвесборгу, Стокгольмская общественная библиотека в сотрудничестве из Сигурдом Леверенцем, оба проекта были представлены на выставке (в1930 г.) и Скугсчюркогорден (в настоящее время — Мировое наследство ЮНЕСКО).
Стокгольмская общественная библиотека
«Выставка Стокгольмской промышленности, искусств и ремесел», в 1930 г. помогла функционализму сделать прорыв в Швеции. На будущие годы — особенно для жилья стала господствующей идеологией. Типичный пример тесной связи между функционализмом и политикой левых на острове Квонгольмен (швед. Kvarnholmen), квартал в коммуне Наска (швед.Nacka), в г. Стокгольм — это разработанный проект в 1930-х годах в архитектурном отделе потребительского кооператива, который был основан в1924 г., как первая коллективно организованная практика архитекторов. Невзирая на эти инициативы, жилищные стандарты в Швеции были низкими.
После Второй мировой войны масштабный проект строительства был проведен, чтобы удовлетворить дефицит жилья и улучшить стандарты. В 1965 г. правительство Швеции объявило о «программе миллионов» — то есть строительство миллиона новых домов в течение десяти лет (с населением в 7,8 млн. лиц). Все предместье были застроено общежитиями в течение очень короткого времени. Земля во многих районах центра города была закуплена и перепланировка в современный и функциональный способ, чтоб освободить место для офисов у центра города. Огромные строительные проекты и офисы архитекторов были запланированы. Часто качество зданий и их конструкция имели второстепенное значение для осуществления таких больших проектов. Нефтяной кризис 1973 года положил конец «миллионной программе». Еще к этому, программа получила громкую критику проектов архитекторов, были негативные социальные последствия, которые вызывали эти здания. Из-за этой критики возникло постмодерн в Швеции, которая охватывает разные тенденции. Много разработано и использовано форм, которых не было в национально романтичном стиле. Одним из наиболее важных представителей постмодернизма в Швеции были такие архитекторы, как Герт Вингордом, который начал с постмодернизма, но подобрал новые тенденции (его труд демонстрирует влияние от экологического дизайна, а также минимализм, хай-тек, экспрессионизм, и неофункционализм).
В Гётеборге закончено строительство необычного офисного здания по проекту архитектора Герта Вингорда.
Необычное офисное здание по проекту архитектора Герта Вингорда
Швеция, Йенчепинг. Герт Вингорд, 2011
Многофункциональный комплекс Emporia в Мальме, главный фасад которого напоминает оплавившийся слиток янтаря, не оставит равнодушным никого.
Многофункциональный комплекс Emporia в Мальме
-
-
Май 3rd, 2015 - 18:35
Мне очень понравилось Шведская архитектура,очень красивые картины .