Китч в интерьере » Искусство интерьера
You are here: Home > Выбор стиля > Китч в интерьере

Китч в интерьере

Стремление создать что-то необычное является важным аспектом эволюции дизайна. Как показывал опыт многих поколений, для того чтобы создать что-то новое, нужно отказаться от старого. В период формирования дизайна (функционализм, конструктивизм, рационализм, супрематизм, неопластицизм) были выработаны новые правила и принципы работы, новые критерии оценки, а в классический период (минимализм) их доведели до совершенства. Но настало иное время, когда молодое поколение дизайнеров перестало удовлетворять то, что так долго и мучительно создавали их «отцы». И как уже случалось раньше, появилась потребность разрушить все то, что несет устоявшиеся правила, законы, каноны. Снова, как и в XIX веке, меняются вкусы, критерии становятся размытыми и многие дизайнеры уже считают, что само время требует «всепроникающей эклектики». На смену выверенным по пропорциям, гармонично сочетаемым между собой формам приходит совмещение несовместимого — сознательное соединение разнохарактерных элементов, заимствованных из различных эпох. В строгую логичную классичность внедряется эклектичная, эпатажная кислотность. На смену желанию создать что-то осмысленно-продуманное, которое должно быть эталоном совершенства, приходит принцип создания нескучно-веселого и оригинально-шокирующего.

Новое время предъявляет новые требования: молодой российский капитализм получил большие возможности и желает их демонстрации. Большое количество денег при недостатке культуры и вкуса приводит к появлению интерьеров, в которых доминантой становится не стильность и изысканность, а богатство и роскошь. Перед современным дизайнером стоит сложная задача: сочетая несо­четаемое, избежать вкусовщины. Балансирование на границе с безвкусицей, но в пределах допустимого — главная цель современных интерьеров в стиле китч.

Что такое китч

Кич или китч (от нем. Kitsch — «халтура») — термин, обозначающий специфи­ческое явление в сфере искусства, дизайна, архитектуры и т. д. Он возник в раз­ных странах и везде обозначал примерно одно и то же: дурной вкус, массовую продукцию, дешевку. Китч как псевдоискусство ориентируется на внешний эф­фект и броскость. Он, как правило, лишен эстетической ценности и относится к самым низшим слоям массовой культуры. Его главные признаки: неоправдан­ная перегруженность деталями, крикливость или слащавость, безвкусно подоб­ранные цветовые сочетания, соединение несовместимых элементов, при кото­ром возникает чувство внутреннего дискомфорта, и т. д.

Но в наш постмодернистский век китч приобретает совсем иное значение — из просто безвкусицы он трансформируется в специальный прием. Появляются и соответствующие направления: «респектабельный китч» — название нового «стиля» как нельзя лучше иллюстрирует алгоритм дизайна интерьера наших дней. До предела контрастирующие между собой противоположные понятия связаны в одном названии — слово «респектабельный» подразумевает изыскан­ность, благородство и роскошь, а китч (по смыслу — дешевка и безвкусица), яв­ляя собой полную ему несовместимость, демонстрирует остроту провокации.

Следует различать китч как проявление дурного вкуса и китч как особый метод работы в дизайне. Конечно, китч — это не стиль, но в талантливых руках он выглядит серьезным направлением в искусстве. Цельные, продуманные во всех деталях интерьеры вызывают положительные эмоции веселой игры, театральной метафоры с элементами эпатажа и провокации.

Китч -это всегда игра в антидизайн, провокация, иногда забавная, а иногда жесткая, оскорбляющая утонченные, привыкшие к изящному, гармоничному чувства. Но для дизайнера, ценящего оригинальность и поиск новых приемом, китч может стать испытательной площадкой, экспериментальным полигоном, на котором можно снять напряжение, стимулировать появление неожиданных идей. Китч способен совершенно по-новому раскрыть творческий потенциал дизайнepa, но и таит определенные опасности — подобно лакмусовой бумажке может выявить слабые стороны, ведь китч как прием легко может переродиться в китч-безвкусицу.

В основе китча всегда лежит соединение несовместимого. В том случае, когда в  эклектику вторгаются провокационные нотки, сказочность и непосредственность, эпатаж и ирония, скорее всего, мы имеем дело с китчем, но, если всего этого нет, а есть просто элементы из разных стилей и эпох, возможно, это просто  эклектика.

 

ГЛАВНАЯ

Хотите получать новые статьи на почту?
Введите свой email:
  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий