Конструктивизм в архитектуре » Искусство интерьера
You are here: Home > Выбор стиля > Конструктивизм в архитектуре

Конструктивизм в архитектуре

Конструктивизм (от лат. constructio — построение и лат. constructivisme — конст­рукция) как концепция возник в 1913 году (контррельефы Татлина), а как стиль сформировался в Советской России в 1920 году. Охватывал различные сферы искусства, архитектуры и дизайна. Главной идеей конструктивизма был поиск образного начала. От изображения к конструкции, от конструкции к производству-вот программа  конструктивистов. Максимум экономии и целесообразности по отношению к материалу, объему, форме, конструкции.

Дизайнеры-конструктивисты считали, что все части создаваемого объекта будь то здание, интерьер или другой вид дизайна, должны находиться в строгом единстве, в котором нет случайных, эмоционально-спонтанных и непродуманных элементов. Как в четко работающем механизме не должно быть лишних или недостающих деталей, так и в хорошем дизайне необходима целесообразная оправданность каждой части композиции.

Конструктивисты пришли к выводу, что при создании любого архитектурного объекта, в том числе и интерьера, необходимо непосредственное участие одного универсального специалиста.

В додизайнерские времена разные этапы работ выполнялись разными специалистами. Архитектор создавал проект и следил за его реализацией, при этом не был знаком с тонкостями ремесленного мастерства. Ремесленник всегда являлся узким специалистом в той области, которую он обслуживал, например создавал предметы быта и мебель, а окончательным украшением и декорированием интерьеров занимался декоратор. От этого часто возникало много непродуманных, разных по характеру и стилю элементов. Период эклектики показал, что подобная практика может привести к упадку. Появилась необходимость в особо подготовленном профессионале, который обладал бы знаниями всех выше перечисленных специалистов для более комплексного подхода к созданию всего произведения.

Для подготовки универсальных профессионалов потребовались специальные учебные заведения. Первый отечественный вуз для подготовки дизайнеров-ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) — был создан в 1920 году именно группой конструктивистов. На базе ВХУТЕМАСа появилось первое в России отделение интерьера. Конструктивизм — первый стиль молодого отечественного дизайна. В 1930 году по указу Сталина ВХУТНМАС  был расформирован. Это отрицательно сказалось на развитии отечественного дизайна. Конструктивизм как стиль официально был запрещен. На смену ему пришел сталинский ампир», с его тяжело-вычурными традиционными формами.

Основной принцип сталинского ампира — внешнее украшение формы объекта. Конструкция не читается, виден только находящийся снаружи  основных форм стилизованный под античность ордерный декор, который не являлся несущей конструкцией, а служит лишь декорацией. В советский период к классическим  формам греческого или римского происхождения добавляется официальная символика в виде лепных барельефов. Вместо скульптур языческих античных богов и росписей плафонов в виде парящих ангелов появляются изображения рабочих, крестьян, солдат и развевающихся на ветру красных знамен-архитектурный стиль рабовладельческих Греции и Рима становится официальным государственным стилем сталинской России.

Принцип конструктивизма был иным-подчеркнуть выразительность самой конструкции, а не декора. Не скрывать конструктивные недостатки под декорациями, а показать красоту оголенных конструкций. Самые главные идеи и принципы конструктивизма выразились в ставшей символом дизайна всего XIX века-главном программном проекте нового стиля конструктивизм-Башня Татлина.

В 1919 году отделом изобразительных искусств Народного комиссариата по просвещению Владимиру Татлину было поручено создать проект памятника Третьему Интернационалу. Молодой художник с энтузиазмом взялся за осуще­ствление проекта, впоследствии сделавшего его знаменитым на весь мир. Пио­нер отечественного дизайна задумал не просто памятник, а новый тип сооруже­ния с вынесенным наружу оголенным каркасом конструкций. Здание должно было иметь высоту 400 метров и представляло собой направленную вверх по острой диагонали асимметричную конструкцию со сложной системой спира­лей и пересекающихся с ними вертикальных стержней. Внутри нее должны были располагаться двигающиеся стеклянные помещения, разные по форме и функциям, связанные между собой сложными переходами и лифтами. Нижнее помещение имело форму куба и при помощи особых механизмов должно было поворачиваться вокруг своей оси со скоростью одни оборот в год. В нем долж­ны были располагаться залы для конференций и съездов Интернационала. Над кубом находилось помещение в виде пирамиды, которое должно было вращаться со скоростью один оборот в месяц. В нем должны были располагаться административные и исполнительные органы власти. В помещении над пирами­дой, имеющей форму цилиндра, должны были находиться информационные бюро и издательства газет. Эти помещении должны были вращаться по своей оси в  течение суток. В верхней форме -полусфере-планировалось разместить телеграф и установки для проецирования фильмов на большой экран.

Конструкция Башни Татлина концентрировала яркий образ, который, в свою очередь, влиял на форму здания, его пространственность и, в конце концов, на его функцию. Конструкция, влияющая на все другие составляющие, и есть главная идея конструктивизма.

Нынешние трансформирующиеся интерьеры, дома-машины, оснащенные новейшей техникой, «вывернутые наружу» технические коммуникации хай-тека и идея разрушен­ной архитектуры деконструктивизма уже давно были претворены Татлиным в его Башне. В современном дизайне интерьеров конструктивизм практически не используется — как стиль он ушел в прошлое. Но его отголоски можно встретить практически в каждом на правлении современного дизайна.

ГЛАВНАЯ

Хотите получать новые статьи на почту?
Введите свой email:
  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий