Стиль неоготика | Искусство интерьера
You are here: Home > Выбор стиля > Стиль неоготика

Стиль неоготика

Неоготика —это декоративный стиль XVIII и XIX вв., заимствующий формы и традиции готикиНеоготика (псевдоготика) — стилизация под готику. Среди множества стилей, накопившихся в арсенале архитекторов за историю цивилизации, неоготика заняла свое прочное место. Неоготика зародилась в Великобритании, но получила распространение также и в континентальной Европе, и даже в Америке.

Конец XIX века стал периодом расцвета индивидуальных особенностей в творчестве зодчих. Иногда элементы неоготики самым причудливым образом переплетались с новейшими для того времени технологиями. Архитекторы стремились к синтетическому объединению разных видов искусств в жилом пространстве. Поэтому созданные неоготические интерьеры поражают разнообразием использованных материалов, насыщающих их богатой полифонией цвета. Колорит помещений в отличие от второй половины XIX века становится ярким и насыщенным. Богатой цветовой гаммой обладают витражи, гобелены, живописные жанровые панно и растительные фризы. Используются сочетания темного мореного дерева и яркой локальной окраски стен, декорированных купонами растительного орнамента. Зодчие не боятся вводить в колорит открытые синие и красные цвета. Значительную роль в отделке интерьера и его образе приобретают золотые оттенки. Они не только эмоционально обогащают интерьер путем пространственной игры и дематериализации плоскостей, но и восполняют недостаток освещения.

Одну из ведущих ролей стала играть монументально-декоративная живопись, органично вписанная в общую ритмику отделки помещения. Живопись подстраивается и приспосабливается под плоскости и формы, отведенные для нее пространством интерьера. Особое распространение получили декоративные жанровые панно, написанные на холсте и вмонтированные непосредственно в отделку стен. Обладающие декоративной двухмерностью и выразительным линейным контуром, они подчеркивают плоскость стены, подобно монументальной фреске. Кроме того, используются стилизованные орнаментальные композиции и декоративные ленточные фризы.

Показательно, что в конце XIX века вновь возрастает роль орнамента. Зарождающееся искусство модерна стремится к тому, чтобы орнамент стал органичной частью отделки интерьера. Основная тема, получившая декоративную двухмерную стилизацию в неоготических интерьерах — это растительная (в некоторых орнаментах чувствуются кельтское и древнерусское происхождение). Продолжает использоваться архитектурный и геометрический орнамент. в мозаике и деревянной резьбе. Мебельному убранству неоготических интерьеров характерно стремление к определенному типу конструкции и каркасности. В холлах в основном размещались «торжественные» кресла с сидениями в виде сундуков. Стилизуя формы средневековой мебели, художники увеличивали прямую заднюю спинку кресел до двухметровой высоты. Часто они венчались резными нависающими балдахинами или остроконечными стрельчатыми завершениями. Зачастую гиперболизированные формы мебели приобретают характер одушевленных персонажей. Конец XIX века охарактеризован распространением встроенной и комбинированной мебели. Помимо кресел, диванов и полок, к ним относятся парадные буфеты столовых, являющиеся основными вертикальными акцентами мебельного убранства. Столовые гарнитуры (стол со стульями) отличаются простотой декора и рукотворной тяжеловесностью пропорций. Как правило, количество мебели в интерьере уменьшается, а расположение в пространстве тяготеет к стене.

Изменения претерпела и осветительная арматура. Ее конструкции, изначально рассчитанные на электричество, разнообразно варьируются: используются стилизованные формы фонарей, сложные конструкции из обручей. Многие архитекторы придумывают новые виды светильников на основе орнаментальных мотивов готики, растительных формах и динамике изгибающихся линий, характерных искусству модерна. Выполнялись светильники из металла в разных техниках. Дополняла средневековый дух интерьеров металлическая фурнитура, ее декоративная роль значительно возросла. Нарочито увеличенные в размере декоративные дверные петли, ручки, замки и др. элементы, выполненные из металла, поражают замысловатостью декора. Особо полюбились архитекторам металлические ламбрекены, украшавшие дверные (иногда и оконные) проемы. Таким образом, используя и стилизуя богатый материал, накопленный в течение предшествующего XIX века, архитекторам удалось создать неповторимые целостные жилые неоготические интерьеры с яркими индивидуальными образами и гармоничным чувством ансамбля. Отчасти, благодаря тому, что готика была близка стилевым поискам архитекторов рубежа веков, она сыграла одну из решающих ролей в переходе к современной архитектуре.

Для отделки интерьеров повсеместно используется текстиль. Помимо декоративных качеств гобелена — традиционного украшения стен богатых средневековых замков, используются ковры и драпировочные ткани. Для них характерен стилизованный под средневековье крупный геометрический и растительный рисунок. Тканями драпировались не только оконные, но и дверные проемы. Вертикальные рабочие полотна дополнялись горизонтальным декоративным ламбрекеном.

Яркими цветовыми пятнами, насыщающими интерьеры, являются и витражи. В сюжетной линии витража художники использовали фигуративные композиции, стилизованные растительные мотивы и геометрическую орнаментацию. Зачастую витражи выполнялись в смешанной технике.

В отделке интерьеров продолжает широко использоваться мореное дерево. В отличие от второй половины XIX века архитекторы более смело варьируют размер стеновых панелей и их декор, который приобретает более сочную пластику. Видоизменяются решения балочных потолков: они обогащаются живописными вставками с разнообразными орнаментами. Однако встречаются и недекорированные балочные перекрытия. Реже используются сводчатые конструкции и конструкции пространственных ферм. Зачастую членения потолка задают ритмическую или модульную организацию всего помещения.

В основу метода мастеров этого времени положена стилизация — свободная творческая интерпретация исторических форм. Отталкиваясь от них, архитекторы творили иную реальность, основанную зачастую на приемах гротеска, гиперболизации и условности художественных ассоциаций, подчеркивая первостепенное значение образа и его способность наиболее полно эмоционально воздействовать на зрителя. Дополняет и обогащает восприятие жилого пространства использование сценографических эффектов. Благодаря им, интерьер предстает перед зрителем с разных точек зрения, с помощью которых раскрывается пространственный и образный замысел. Созданные в этот период неоготические интерьеры приобретают и оттенок мифологизации, достигнутый как с помощью использования изображений ирреальных существ (гномов, химер, чудовищ), так и персонажей средневековья (рыцарей, дам, литературных героев, жителей городов и забавных человечков). Причем поиски образов фантастических персонажей, населяющих пространство интерьера, были неразрывно связаны с символизмом в русском искусстве конца XIX — начала XX веков. Для большинства интерьеров неоготики характерно сложное переплетение и контрастное сопоставление ведущих тем; ритмика пространства, рождающая если не асимметрию, то необязательное ее соблюдение, как в архитектурно-планировочном замысле, так и деталях декора.

Источник  http://dominterior.info/?cat=38

ГЛАВНАЯ

Хотите получать новые статьи на почту?
Введите свой email:
  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий