Неопластицизм
Маленькая Голландия подарила миру свой вариант дизайна, который имел непосредственное отношение к архитектуре, и в частности к интерьеру. История его началась в 1917 году, когда художники Пит Мондриан и Тео ван Дусбург основали журнал «Де Стиль», пропагандирующий идеи дизайна как нового тверского процесса. Под тем же названием образуется группа, в которую входят более прогрессивные голландские художники и архитекторы. К 1920 году неопластицизм — новый стиль молодого голландского дизайна — был полностью сформирован. Он представлял собой посткубистический вид геометрического абстракционизма — новую пластику чистых геометрических плоскостей.
Группа «Де Стиль» пропагандировала «радикальное обновление искусства» через создание единого интернационального модуля, очень напоминающего по характеру супрематический интернациональный модуль Малевича. Работая в одном направлении, но не будучи при этом знакомы с системами друг друга, создатели неопластицизма и создатель супрематизма подошли вплотную к одним и тем же проблемам и разработали похожие решения этих проблем. Существенное отличие неопластицизма было в том, что его создателей было несколько: одни занимались больше теорией, а другие — практическим применением в дизайне. В отличие от супрематизма Малевича неопластицизм внес больший вклад в практику дизайна, особенно в создание нового типа архитектуры интерьера и его оборудования.
Первую попытку создания синтеза живописи и архитектуры в интерьере Тео ван Дусбург предпринял в 1917 году. При этом архитектура трактовалась посредством живописных модулей на трех чистых хроматических цветом крмгного, синего и желтого и трех ахроматических черного, серого и белого. Подобный прим цип использовался как в разработке подвесных потолков и геометрических окон, так и в проектировании самой мебели, вписанной в архитектурное пространство и органически связанной с пространством всего интерьера.
Модульность пластики выражалась через деление черными линиями разной толщины цветных прямоугольных плоскостей. При этом возникала схематичная модульная сетка, при помощи которой создавались особая пластика и объединение всех элементов интерьера в четкую и цельную систему.
Одной из основных тем неопластицистов было создание сооружений, в которых внутреннее пространство подчиняло бы себе внешнее. Кристальная чистота и кристальная взаимосвязь заключалась в том, что каждый отдельный элемент являлся пространственной проекцией всего интерьера, открытого со всех точек и прозрачного, как кристалл.
В 1920 году Тео ван Дусбург отправился в турне по Европе. Он познакомился с ведущими европейскими дизайнерами и получил приглашение преподавать в знаменитой дизайнерской школе Баухаус вместе с Питом Мондрианом.
В то же время у Дусбурга сложились теоретические представления о будущем архитектуры, которая должна была стать экономной и монументальной, независимо от масштаба и назначения.
Другой представитель группы «Де Стиль», Геррит Томас Ритвельд, заложил основы канонов современного дизайн-проектирования. Он присоединился к группе неопластицистов 1919 году. Его работа в новом стиле — красно-синий стул почти сразу принесла мировую известность. Стул Ритвельда, представляющий собой чередование двух цветных фанерных плоскостей, соединенных простым каркасом из цветных деревянных брусьев, вошел в историю как один из главных символов мирового дизайна. Многочисленные проекты интерьеров частных и общественных помещений принесли Ритвельду заслуженную славу. А созданный Ритвельдом дом Шредера в Утрехте (1924 год), являющийся классической постройкой в стиле неопластицизм, причисляется к шедеврам мирового масштаба.
С 1929 года Геррит Ритвельд стал разрабатывать главную в своей жизни концепцию — приготовленную заводским способом цельную «стержневую» систему жилища, которая должна была включать в себя отопление, канализацию, вентиляцию и электропроводку. А основное жилое пространство должно было пристраиваться к этому стержню.
Неопластицизм — стиль, ориентированный на проектирование домов для среднего класса и дешевой сборной мебели, основанной на модуле из деревянного ящика, фанеры и бруса, повлиял на формирование стиля школы Баухаус, главной задачей которой было создание типовых вариантов жилищ для бедных. Неопластицизм создал первый и, возможно, один из лучших вариантов простого модульного оборудования, который заложил основу принципов создания современной модульной мебели.
Стиль неопластицизм как нельзя лучше подходит для малогабаритных квартир, так как его создатели и ориентировались на небольшие помещения для людей среднего достатка.