Неопластицизм | Искусство интерьера
You are here: Home > Выбор стиля > Неопластицизм

Неопластицизм

Маленькая Голландия подарила миру свой вариант дизайна, который имел непосредственное отношение к архитектуре, и в частности к интерьеру. История его началась в 1917 году, когда художники Пит Мондриан и Тео ван Дусбург основали журнал «Де Стиль», пропагандирующий идеи дизайна как нового твер­ского процесса. Под тем же названием образуется группа, в которую входят более прогрессивные голландские художники и архитекторы. К 1920 году неопластицизм — новый стиль молодого голландского дизайна — был полностью сформирован. Он представлял собой посткубистический вид геометрического абстракционизма — новую пластику чистых геометрических плоскостей.

Группа «Де Стиль» пропагандировала «радикальное обновление искусства» через созда­ние единого интернационального модуля, очень напоминающего по характеру супрема­тический интернациональный модуль Малевича. Работая в одном направлении, но не бу­дучи при этом знакомы с системами друг друга, создатели неопластицизма и создатель супрематизма подошли вплотную к одним и тем же проблемам и разработали похожие решения этих проблем. Существенное отличие неопластицизма было в том, что его соз­дателей было несколько: одни занимались больше теорией, а другие — практическим применением в дизайне. В отличие от супрематизма Малевича неопластицизм внес больший вклад в практику дизайна, особенно в создание нового типа архитектуры интерьера и его оборудования.

Первую попытку создания синтеза живописи и архитектуры в интерьере Тео ван Дусбург предпринял в 1917 году. При этом архитектура трактовалась посредством живописных модулей на трех чистых хроматических цветом крмгного, синего и желтого и трех ахроматических черного, серого и белого. Подобный прим цип использовался как в разработке подвесных потолков и геометрических окон, так и в проектировании самой мебели, вписанной в архитектурное пространство и органически связанной с пространством всего интерьера.

Модульность пластики выражалась через деление черными линиями разной толщины цветных прямоугольных плоскостей. При этом возникала схематичная модульная сетка, при помощи которой создавались особая пластика и объе­динение всех элементов интерьера в четкую и цельную систему.

Одной из основных тем неопластицистов было создание сооружений, в ко­торых внутреннее пространство подчиняло бы себе внешнее. Кристальная чис­тота и кристальная взаимосвязь заключалась в том, что каждый отдельный эле­мент являлся пространственной проекцией всего интерьера, открытого со всех точек и прозрачного, как кристалл.

В 1920 году Тео ван Дусбург отправился в турне по Европе. Он познакомил­ся с ведущими европейскими дизайнерами и получил приглашение препода­вать в знаменитой дизайнерской школе Баухаус вместе с Питом Мондрианом.

В то же время у Дусбурга сложились теоретические представления о будущем архитектуры, которая должна была стать экономной и монументальной, неза­висимо от масштаба и назначения.

Другой представитель группы «Де Стиль», Геррит Томас Ритвельд, заложил основы канонов современного дизайн-проектирования. Он присоединился к группе неопластицистов 1919 году. Его работа в новом стиле — красно-синий стул почти сразу принесла мировую известность. Стул Ритвельда, представ­ляющий собой чередование двух цветных фанерных плоскостей, соединенных простым каркасом из цветных деревянных брусьев, вошел в историю как один из главных символов мирового дизайна. Многочисленные проекты интерьеров частных и общественных помещений принесли Ритвельду заслуженную славу. А созданный Ритвельдом дом Шредера в Утрехте (1924 год), являющийся клас­сической постройкой в стиле неопластицизм, причисляется к шедеврам миро­вого масштаба.

С 1929 года Геррит Ритвельд стал разрабатывать главную в своей жизни концепцию — приготовленную заводским способом цельную «стержневую» систему жилища, которая должна была включать в себя отопление, канализа­цию, вентиляцию и электропроводку. А основное жилое пространство должно было пристраиваться к этому стержню.

Неопластицизм — стиль, ориентированный на проектирование домов для среднего класса и дешевой сборной мебели, основанной на модуле из деревян­ного ящика, фанеры и бруса, повлиял на формирование стиля школы Баухаус, главной задачей которой было создание типовых вариантов жилищ для бедных. Неопластицизм создал первый и, возможно, один из лучших вариантов просто­го модульного оборудования, который заложил основу принципов создания со­временной модульной мебели.

Стиль неопластицизм как нельзя лучше подходит для малогабаритных квартир, так как его создатели и ориентировались на небольшие помещения для людей среднего достатка.

 ГЛАВНАЯ

Хотите получать новые статьи на почту?
Введите свой email:
  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий