Неорусский стиль
Если в Европе в сражении с эклектикой не было могущественнее стиля, чем модерн, то в России за возвращение чистоты стиля боролись сразу три направления: модерн, неоклассицизм и неорусский стиль.
До появления неорусского стиля в России уже были попытки стилистического обновления на основе византийских истоков древнерусской архитектуры. Попытки создания национального стиля предпринимались уже с середины XIX века, то есть одновременно с появлением во всем мире эклектики. Но эти поиски долгое время не были успешными. Произведения в так называемом русском стиле, как писал Грабарь, «выжимание из себя во что бы то ни стало русского» приводили лишь к сухому и точному копированию элементов. Русский стиль представлял собой откровенную стилизацию, не имеющую высокой художественной ценности.
Ситуация в корне поменялась в конце XIX века с появлением неорусского стиля. Отличительная черта нового национального стиля была в выборе ориентира в стилизации. Русский стиль ориентировался на официальную архитектуру допетровского периода, а неорусский стиль — на древнее народное творчество. Но главное заключалось в том, что создателями неорусского стиля были не архитекторы (как это случилось с русским стилем), а художники, над которыми не довлел груз архитектурных традиций, правил и канонов. Абсолютно свежий взгляд через призму художественного, а не архитектурного и уровень талантов авторитетных создателей вывел неорусский стиль на эстетический уровень.
Это тот редкий случай, когда стилизация перестает ею быть и становится на ту же ступень, что и оригинал. Такое глубокое проникновение в характер духа всего народного творчества мог возникнуть при участии действительно выдающихся личностей, какими были представители Абрамцевского кружка и мастерских в Талашкине.
Интерьер кафе в неорусском стиле