Ордерная система
Для современного дизайнера интерьера ордерная система, пожалуй, самое главное из изобретенного в античный период. Греческая античность (XI-I века до н. э.) подарила миру три ордера, которые и по сей день являются главными: дорический, ионический и коринфский. А в римской античности (III век до н. э. — V век н. э.) появились еще два: тосканский и композитный. Связанные воедино несущие части — колонны и несомые — антаблемент (верхняя часть, поддерживаемая колоннами), соединенные определенным ритмом и идеальными пропорциями, создают впечатление совершенной системы.
Античный ордер представляет собой единство художественно-образной пластики и целесообразной конструкции. И в этом, пожалуй, его самое главное качество, ведь для хорошего дизайна необходимо единство всех элементов, а в ордере декор и конструкция являлись единым целым. Непосредственная связь с конструкцией всех элементов в большей степени выражена в наиболее рациональном из пяти перечисленных ордеров — дорическом. В нем совершенная красота непосредственно связана с функциональностью. Идеальные формы без обилия декора просты и лаконичны. В них почти отсутствуют неоправданные украшения, а каждый элемент имеет не только декоративное, но и практическое значение.
Но уже в ионическом ордере к аскетизму практического и функционального добавляется больше образно-художественного. В волютных завитках и орнаментальных поясах из чередующихся иоников уже нет функциональной оправданности, они являются простым украшением. Однако капитель при этом выигрывает в выразительности утонченного образа. Стремление к большей декоративности и меньшей целесообразности усиливается в коринфском и еще более в композитном ордерах. Toscano Dorico Ionico Corintho Composito
Ордерная система
Вначале ордер объединял конструкцию и декор. Он упорядочивал, украшал и одновременно соединял все в единый цельный организм, где нет случайных элементов, а все связано всепроникающим единством.
Постепенно из ясной и четко работающей конструкции, в которой взаимоотношения элементов определялись функциональными требованиями и конструктивными возможностями материала, ордер переходит в часть облицовки, декорирующей конструкцию, напрямую не связанную с ней. Ордер становится уже больше декором, скрывающим конструктивную составляющую, а иногда и недостатки конструкции. Он начинает создавать как бы иллюзию конструкции, на самом деле ею не являясь. Однако свою функцию стержня, связующего все в единый цельный организм, ордер никогда не утрачивает.
? Дорический ордер получил название от дорийского стиля, одного из первых стилей Древней Греции, введенного дорийскими племенами. Отличается мощными колоннами в сочетании с простой капителью, состоящей из эхина (круглой подушечки) и абаки (квадратной плиты), которые создают мужественный образ. Не зря дорический ордер символизирует мужское начало.
? Ионический ордер — название происходит от ионийского стиля, одного из первых стилей Древней Греции, введенного ионийцами. Отличается легкими, стройными колоннами. В сочетании с изящной и сложной капителью, состоящей из волют (завитков), ионического киматия (орнаментального пояса из чередующихся иоников) и абаки (квадратной плиты, украшенной тонким орнаментом), создается женственный образ . Не зря ионический ордер связывают с женским началом.
Схема отдельных частей ионического ордера
? Коринфский ордер — название связано с греческим городом Коринфом. Отличается изящными колоннами с декоративно богатой четырехугольной, похожей на цветочный букет капителью, состоящей из стилизованных листьев аканта, переходящих в небольшие волюты и абаки довольно сложной формы.
? Тосканский ордер — название происходит от итальянской области Тоскана. Древнеримский аналог греческого дорического ордера.
? Композитный ордер — название происходит от итальянского слова сотpozito — «смешанный». Пропорционально близок коринфскому, но капитель, похожая на коринфскую, дополнена ионическими волютами или скульптурными деталями.
Использование ордерной системы в интерьере
Применять ордерную систему можно по-разному. Главное, чтобы прием был шальным. Ему обязательно должен предшествовать вдумчивый анализ, ни в коем случае он не может быть следствием вкусовщины.
Выделим три типа использования ордерной системы:
? поверхностная стилизация;
? глубокая стилизация;
? концептуальная стилизация (переработка важнейших принципов путем создания собственной системы на основе образа классики).
Когда в современных интерьерах хотят создать образ классики, чаще всего просто используют элементы ордерных систем. Например, вставляют в интерьер капитель или целую колонну какого-либо ордера. Если в остальных частях интерьера ордерная система не используется, такой интерьер выглядит нелепо и выдает дурной вкус хозяина или автора. Подобный интерьер можно смело отнести к первому типу — поверхностной, неумелой стилизации.
Но если ордера использовать к месту, можно создать неплохую стилизацию. В самом слове «стилизация» изначально нет ничего дурного. Это один из приемов, которым часто пользуются дизайнеры интерьера. У талантливого профессионала стилизация может превратиться в гениальное произведение. Примеров тому множество. В Пушкине (бывшем Царском Селе) в Александровском парке есть великолепные произведения великих архитекторов, стилизованные под античность и другие стили и эпохи. Например, «Греческий мост» (стилизация под античную архитектуру), павильоны «Руины» (стилизация под римские руины), павильон «Египетская пирамида» или «Турецкие бани». Это всего лишь один из множества примеров грамотной и глубокой стилизации, которую можно отнести ко второму типу — хорошей и виртуозной.
Но существует еще один — главный — способ использования наследия античной классики — концептуальная переработка важнейших принципов с целью создания собственной системы на основе классической. Яркими примерами такого подхода являются ренессанс, барокко, классицизм, ампир, неоклассицизм и даже современный минимализм. Классические принципы в них не просто повторялись, но обретали новую жизнь, получая новый смысл. В этих системах свежая концепция, яркая и современная идея становилась стержнем, основой абсолютно новой структуры. Она словно сшивала устаревшие лоскутки, моделируя новую стилевую ткань.
В качестве иллюстрации концептуальной переработки я хочу привести пример проекта магазина стильной обуви.
Фото: интерьер магазина стильной обуви
Заказчику было нужно, чтобы интерьер подчеркивал комфортность и элитарность обуви, выставленной з этом салоне. Он попросил создать образ классики и, тем самым, подчеркнуть оразцовость продаваемой им обуви, ее надежность и качество.
Дизайнеры решили отказаться как от поверхностной стилизации, так и от глубоко стилизованного варианта. И пошли самым сложным путем — выбрали собственную композиционную структуру, свой оригинальный прием. По сути, они изобрели свою стилистическую систему, в основе которой лежат не внешне заметные формы конструкций и декора, а спрятанные внутрь структуры гармонии, которыми пользовались еще древние греки. Чтобы оригинальность идеи смог прочувствовать и заказчик, для него подготовили сопроводительную записку, где постарались в сжатой, доступной форме изложить основные принципы концепции.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ ИНТЕРЬЕРА МАГАЗИНА
Для проектирования интерьера магазина использовался принцип золотого сечения и мо дулора французского архитектора Ле Корбюзье. С помощью золотого сечения был придумн модуль оборудования с идеальными соотношениями пропорций. Эти идеальные пропорции появились еще в период античности и проверялись веками. Поэтому нет сомнений, что для будущих покупателей магазина взято лучшее из вековых традиций — гармонию форм.
Однако до сих пор золотое сечение применяли исключительно к построению идеальной гармоничной конструкции как таковой, не задумываясь о том, что оно прекрасно само по себе, а не только как способ гармонизации. Оно может использоваться в качестве своеобразного внешнего декора — как самостоятельный декоративный элемент. Это не стилизация под модерн, классику и т. д. Это гармония внутренних элементов, понятная любому человеку на подсознательном уровне даже если он не знает, что такое золотое сечение.