Ордерная система | Искусство интерьера
You are here: Home > Выбор стиля > Ордерная система

Ордерная система

Для современного дизайнера интерьера ордерная система, пожалуй, самое главное из изобретенного в античный период. Греческая античность (XI-I века до н. э.) по­дарила миру три ордера, которые и по сей день являются главными: дориче­ский, ионический и коринфский. А в римской античности (III век до н. э. — V век н. э.) появились еще два: тосканский и композитный. Связанные воедино несущие части — колонны и несомые — антаблемент (верхняя часть, поддержи­ваемая колоннами), соединенные определенным ритмом и идеальными пропор­циями, создают впечатление совершенной системы.

Античный ордер представляет собой единство художественно-образной пла­стики и целесообразной конструкции. И в этом, пожалуй, его самое главное ка­чество, ведь для хорошего дизайна необходимо единство всех элементов, а в ордере декор и конструкция являлись единым целым. Непосредственная связь с конструкцией всех элементов в большей степени выражена в наиболее рациональном из пяти перечисленных ордеров — дорическом. В нем совершенная красота непосредственно связана с функциональностью. Идеальные формы без обилия декора просты и лаконичны. В них почти отсутствуют неоправданные украшения, а каждый элемент имеет не только декоративное, но и практическое значение.

Но уже в ионическом ордере к аскетизму практического и функционального добавляется больше образно-художественного. В волютных завитках и орнаменталь­ных поясах из чередующихся иоников уже нет функциональной оправданности, они являются простым украшением. Однако капитель при этом выигрывает в выразительности утонченного образа. Стремление к большей декоративности и меньшей целесообразности усиливается в коринфском и еще более в композитном ордерах. Toscano Dorico Ionico Corintho Composito

Ордерная система

Вначале ордер объединял конструкцию и декор. Он упорядочивал, украшал и одновременно соединял все в единый цельный организм, где нет случайных элементов, а все связано всепроникающим единством.

Постепенно из ясной и четко работающей конструкции, в которой взаимоот­ношения элементов определялись функциональными требованиями и конст­руктивными возможностями материала, ордер переходит в часть облицовки, декорирующей конструкцию, напрямую не связанную с ней. Ордер становится уже больше декором, скрывающим конструктивную составляющую, а иногда и недостатки конструкции. Он начинает создавать как бы иллюзию конструк­ции, на самом деле ею не являясь. Однако свою функцию стержня, связующего все в единый цельный организм, ордер никогда не утрачивает.

?    Дорический ордер получил название от дорийского стиля, одного из пер­вых стилей Древней Греции, введенного дорийскими племенами. Отличается мощными колоннами в сочетании с простой капителью, состоящей из эхина (круглой подушечки) и абаки (квадратной плиты), которые создают мужест­венный образ. Не зря дорический ордер символизирует мужское начало.

?    Ионический ордер — название происходит от ионийского стиля, одного из первых стилей Древней Греции, введенного ионийцами. Отличается легкими, стройными колоннами. В сочетании с изящной и сложной ка­пителью, состоящей из волют (завитков), ионического киматия (ор­наментального пояса из чередующихся иоников) и абаки (квадратной плиты, украшенной тонким орнаментом), создается женственный образ .  Не зря ионический ордер связывают с женским началом.

Схема отдельных частей ионического ордера

?    Коринфский ордер — название связано с греческим городом Коринфом. Отличается изящными колоннами с декоративно богатой четырехуголь­ной, похожей на цветочный букет капителью, состоящей из стилизован­ных листьев аканта, переходящих в небольшие волюты и абаки довольно сложной формы.

?     Тосканский ордер — название происходит от итальянской области Тоска­на. Древнеримский аналог греческого дорического ордера.

?    Композитный ордер — название происходит от итальянского слова сотpozito — «смешанный». Пропорционально близок коринфскому, но капи­тель, похожая на коринфскую, дополнена ионическими волютами или скульптурными деталями.

Использование ордерной системы в интерьере

Применять ордерную систему можно по-разному. Главное, чтобы прием был шальным. Ему обязательно должен предшествовать вдумчивый анализ, ни в коем случае он не может быть следствием вкусовщины.

Выделим три типа использования ордерной системы:

?     поверхностная стилизация;

?     глубокая стилизация;

?     концептуальная стилизация (переработка важнейших принципов путем создания собственной системы на основе образа классики).

Когда в современных интерьерах хотят создать образ классики, чаще всего просто используют элементы ордерных систем. Например, вставляют в интерь­ер капитель или целую колонну какого-либо ордера. Если в остальных частях интерьера ордерная система не используется, такой интерьер выглядит нелепо и выдает дурной вкус хозяина или автора. Подобный интерьер можно смело от­нести к первому типу — поверхностной, неумелой стилизации.

Но если ордера использовать к месту, можно создать неплохую стилизацию. В самом слове «стилизация» изначально нет ничего дурного. Это один из прие­мов, которым часто пользуются дизайнеры интерьера. У талантливого профес­сионала стилизация может превратиться в гениальное произведение. Примеров тому множество. В Пушкине (бывшем Царском Селе) в Александровском пар­ке есть великолепные произведения великих архитекторов, стилизованные под античность и другие стили и эпохи. Например, «Греческий мост» (стилизация под античную архитектуру), павильоны «Руины» (стилизация под римские руины), павильон «Египетская пирамида» или «Турецкие бани». Это всего лишь один из множества примеров грамотной и глубокой стилизации, которую можно отнести ко второму типу — хорошей и виртуозной.

Но существует еще один — главный — способ использования наследия антич­ной классики — концептуальная переработка важнейших принципов с целью создания собственной системы на основе классической. Яркими примерами та­кого подхода являются ренессанс, барокко, классицизм, ампир, неоклассицизм и даже современный минимализм. Классические принципы в них не просто по­вторялись, но обретали новую жизнь, получая новый смысл. В этих системах свежая концепция, яркая и современная идея становилась стержнем, основой абсолютно новой структуры. Она словно сшивала устаревшие лоскутки, моде­лируя новую стилевую ткань.

В качестве иллюстрации концептуальной переработки я хочу привести пример проекта магазина стильной обуви.

Фото: интерьер магазина стильной обуви

Заказчику было нужно, чтобы интерьер подчеркивал комфортность и элитарность обуви, выставленной з этом салоне. Он попросил создать образ классики и, тем самым, подчеркнуть оразцовость продаваемой им обуви, ее надежность и качество.

Дизайнеры решили отказаться как от поверхностной стилизации, так и от глубоко стилизованного варианта. И пошли самым сложным путем — выбрали собст­венную композиционную структуру, свой оригинальный прием. По сути, они изобрели свою стилистическую систему, в основе которой лежат не внешне заметные формы конструкций и декора, а спрятанные внутрь структуры гармонии, которыми пользовались еще древние греки. Чтобы оригинальность идеи смог прочувствовать и заказчик, для него подготовили сопроводительную записку, где постарались в сжатой, доступной форме изложить основные принципы  концепции.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ ИНТЕРЬЕРА МАГАЗИНА

Для проектирования интерьера магазина использовался принцип золотого сечения и мо дулора французского архитектора Ле Корбюзье. С помощью золотого сечения был приду­мн  модуль оборудования с идеальными соотношениями пропорций. Эти идеальные пропорции появились еще в период античности и проверялись веками. Поэтому нет со­мнений, что для будущих покупателей магазина взято лучшее из вековых традиций — гармонию форм.

Однако до сих пор золотое сечение применяли исключительно к построению идеальной гармоничной конструкции как таковой, не задумываясь о том, что оно прекрасно само по себе, а не только как способ гармонизации. Оно может использоваться в качестве свое­образного внешнего декора — как самостоятельный декоративный элемент. Это не сти­лизация под модерн, классику и т. д. Это гармония внутренних элементов, понятная любому человеку на подсознательном уровне даже если он не знает, что такое золотое сечение.

ГЛАВНАЯ

Хотите получать новые статьи на почту?
Введите свой email:

Tags:

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий