Самый экологичный дом
Голландское бюро «Новое поколение» завершило дом под Амстердамом. В свое время модернизм был обращен к проблемам общества, – рассказывает Томас Дибен, один из соавторов проекта. Архитекторы создавали окружение, основанное на теории и расчетах. Но сегодня идея стабильного, сбалансированного и как следствие управляемого мира — утопия. Природа постоянно изменяется, развивается и приспосабливается к новым условиям. Человек не выжил бы, если бы экосистема не восстанавливала баланс. Так же должен действовать и архитектор. Хватит мыслить схемами. Пора создавать дизайн и архитектуру, способные к эволюции, проектировать гибкий, изменяемый, экодружественный город. Проект под Амстердамом воплощает нашу программу. Участок находится па границе заповедника, поэтому согласование было нелегким: надо было убедить власти, что здание — элемент ландшафта. Для этого мы встроили его в искусственный холм, созвучный окружению: с XVIII века здесь остались насыпи, с которых жители обозревали защитные дамбы. Дом на 200 процентов экологичен: не выделяет СО, оснащен системой рециркуляции воды и производит больше энергии, чем потребляет.
Так выглядит боковой фасад дома. Рукотворный холм выполняет функцию теплоизоляции. Он сооружен из земли, извлеченной на нулевом цикле строительства. Проект называется «Голландская гора»: в стране равнин даже такой холм называют горой. В облицовке использовано дерево из соседнего леса. Фотовольтаические установки на крыше с излишком покрывают потребности дома.
Антикварные шкафы установлены неожиданным образом. Они не решают проблему хранения вещей: для этого в подвальном этаже оборудованы специальные объемы.
Излишки производимой энергии будут использованы для электромобиля, который собирается приобрести хозяин. Ядро планировки — опен спрей 12 х 19 м. Если, скажем, хозяева родят еще одного ребенка, они смогут сделать дополнительную комнату. Если решат уехать, новые владельцы переоборудуют постройку хоть в ресторан, хоть в ферму. Она легко приспосабливается к новым ситуациям! Вообще, в нашем понимании дом — оболочка для жизни, средство самоидентификации того, кто в нем живет. Человек должен окружать себя созвучными вещами, а дом — позволять ему это. Если архитектура доминирует над тем, что внутри — будь то люди или мебель, — мы получаем дом ужасов, достойный Хичкока. Такого нельзя допустить.
Культовый стул А. Якобсена в чехле из технического войлока, ступеньки из скейт – бордов, стальная балка в роли перилл…
Рядом с голландским антиквариатом и креативным столом с опорами из старых радиаторов – коллекция африканского и индонезийского искусства. Она досталась от родителей хозяина – врачей, много работавших за границей.
Гостевой санузел. На полу – дерево и покрытие из пробки, стена в зоне лестницы отделана фанерой. Стальные трубы коммуникаций оставлены открытыми – авторы ратуют за честность архитектуры.
НЕ ВРАТЬ
Мы любим чистые, честные материалы, — подчеркивает автор проекта, — бетон без отделки, открытое дерево, сталь со сварочными швами, гофрированный алюминий — вместе они дают ощущение покоя, тепла и безопасности, которое очень облагораживает атмосферу в доме. Причем важны не только материалы сами по себе, но и их сочетания. Хорошо, когда видно, как устроен, сконструирован дом, как соединены его элементы. Великим мастером такой честности был датский автор 1960-х, притцкеровский лауреат Йорн Утзон (самая известная работа — оперный театр в Сиднее, 1975 год), Если вы посмотрите внимательно, то увидите: в нашем доме есть кое-что от его церкви в Багсверде.
На стене выкрашенной в красивый синий оттенок, называемый голландским, – работа Х. Керстенса. Он прославился фотографиями своей дочери Паулы в стилистике старых мастеров.
ЭКОТЮНИНГ
В этом проекте много вещей, которым дана вторая жизнь. Например, старый автомобиль превращен в стеллаж. Идея принадлежит главе семьи. Поскольку дом с самого начала задумывался как «зеленый», его владелец не мог разъезжать на отравляющем природу транспортном средстве. А чтобы больше никто и никогда не сел за руль этого монстра, он обратился к местным ребятам, которые занимаются автомобильным тюнингом. Механик легко переоборудовал его в надежную устойчивую конструкцию для хранения. Он был в восторге от затеи.
Столовая. Daimler-Benz V12 был подвергнут своеобразной форме утилизации: превращен в стеллаж. Рядом люстра из фарфоровых кофейников, молочников и чайников.
APT И ДИЗАЙН
С тех пор как Марсель Дюшэн в 1917-м выставил писсуар как арт-обьект под названием «Фонтан», взаимоотношения предметного мира и искусства сильно изменились. Принципиальных различий между ними больше нет. Дизайнеры все чаще выставляются в музеях. Я считаю, что, если автор затрагивает чьи-то эмоции, его творение можно считать искусством. Например, то, как Мартен ван Северен спроектировал и соединил детали своего стула, очень волнует меня как архитектора: я хотел бы видеть такой стул в музее. Я убежден, что предмет мебели может подняться до уровня Возвышенного, Великого. Возможно, дизайн Мартена Бааса именно таков: он напоминает полотна Фрэнсиса Бэкона.
На консоли работа К. Веносты «Открытая клетка для свободной канарейки», рядом скульптура А. Либермана и полотно В. Адами. У черно-белой картины Ф. Сонвико «два Золотых Циркуля – дизайнерские награды хозяйки дома.
Обстановка ванной комнаты собрана на блошиных рынках Голландии.
ПРО СЕБЯ
Одна моя израильская коллега как-то сказала все, что делаете вы, голландцы, напоминает наш ландшафт — чистый, четкий, абстрактный. Мне же кажется, мы всегда были склонны манипулировать реальностью – например, отвоевывая сушу у воды, но также и в искусстве, и архитектуре. Можно вспомнить искаженный мир Ван Гога, абстракции Мондриана, ранний модернизм Хендрика Петрюса Берлаге 1900-х, архитектурное движение SuperDutch конца XX века… Еще все отмечают у нас особое чувство юмора: жесткое, безжалостное. Таков и дизайн: яркие примеры — концептуальные работы 1990-х. Буквальная трансляция концепта приводит к неэстетичным, но функциональным решениям. Одни называют это юмором, другие — цинизмом.
-
Читайте также:
-
-
Июнь 7th, 2014 - 2:36
Оригинальный домик, а самое главное выглядит натурально, не спрятанные швы метала, и первозданный вид дерева предают ему особенный внешний вид. Очень интересно в доме смотрится автомобиль в виде стеллажа, наверное пришлось потрудится прежде чем его разместить в доме.