Стиль супрематизм | Искусство интерьера
You are here: Home > Выбор стиля > Стиль супрематизм

Стиль супрематизм

Супрематизм (от лат. supremus — высший) как концепция возник в 1913 году. Начинается супрематизм с первоэлементов Малевича. В основу четко выстроенной пластической системы был положен поиск абсолютной гармонии — через наивысшую степень обобщения достижение простых и ясных геометрических форм. Как полноценный стиль супрематизм сформировался в 1919 году. Он охватил различные сферы искусства, декоративно-прикладного творчества, архитектуры и в значительной степени оказал влияние на формирование всего мирового дизайна.

Супрематизм начал формироваться в живописи. В 1913 году возникли первые полотна абстрактного геометрического стиля. Изобретенному направлению — доведенным до пронзительной чистоты элементарным геометрическим фигурам, написанным локальными цветами и погруженным в «белую бездну» пространства, — Малевич дал наименование «супрематизм». По-польски (Малевич по национальности поляк) слово «супрематия» означало «превосходство», «главенство», «доминирование». На первом этапе существования новой художественной системы Малевич стремился новым термином зафиксировать главенство цвета над всеми остальными компонентами живописи. В дальнейшем супрематизмом он стал обозначать наивысшую степень обобщения формы до самой ее чистой геометрической основы.

В отличие от конструктивистов, главной задачей которых был поиск образа в целесообразной конструкции, Казимир Малевич не интересовался самой конструкцией и целесообразностью ее применения. Главной сферой его интересов была пластика форм. Одна из главных идей супрематизма заключалась и том, что вещей в  чистом утилитарном виде нет, и больше чем девяносто пять процентов  вещей вытекают из ощущения пластического. Это очень похоже на взгляды передовых современных дизайнеров — не только целесообразная составляющая является сутью дизайна. Напротив, поиск одной лишь утилитарной полезности может привести к распространению неинтересных, унифицированных, безликих предметов быта (что мы и наблюдали в недалеком прошлом).  Однако для времени революционных свершений, когда творил Малевич, была необходима сильная составляющая, а у супрематизма преобладал философско-эстетический подход.

Конструктивизм в борьбе за лидерсто обладал бесспорным преимуществом он был понятен с точки зрении утилитарной полезности. Поэтому стал основным и практически единственным главным стилем молодого русского дизайна, а супрематизм проиграл в борьбе за лидерство, хотя Малевич и планировал супрематизм как глобальный доминирующий во всех областях искусства, архитектуры и дизайна стиль.

То, что Малевич пророчил своему детищу роль глобального международного стиля, вполне обосновано — супрематизм обладал универсальными свойствами: как функционализм и конструктивизм, он не имел национальных черт и мог спокойно проецироваться на любую культурную среду и, в отличие от модерна, не был ориентирован на какой-либо один класс общества. Малевич не просто мечтал создать совершенное с четко фиксированными границами на правление, ориентированное на какую-либо сферу искусства, таких примером можно найти множество, — он смог создать стиль, который при определенных условиях мог бы стать главным интернациональным стилем дизайна. Но удивительнее всего то, что этот стиль смог создать один человек. В международной практике не существует подобных примеров: как правило, формирование стилей — процесс коллективный. Конечно, у Малевича было множество учеников и последователей, которые помогали доводить до совершенства его детище, но все они работали под четким руководством мастера и ни один из них не смог в рамках супрематизма ввести что-то новое, чего не было запланировано гением Малевича.

Архитектоны Малевича — дома для будущих жителей Земли (трехмерная копия выполнена с фотографии 1929 года)

Малевич, как абсолютный диктатор супрематизма, сам создал всю концептуальную базу, которая насчитывает пять томов теоретического материала и является бесценным вкладом в мировую художественную, архитектурную и дизайнерскую практику. Создатель супрематизма гениальный художник, прекрасный педагог, теоретик искусства, философ, ученый-исследователь внес большой  вклад в становление мирового дизайна. Многие из учеников Малевичи стали пионерами отечественного дизайна. Теоретические труды Малевича вдохновили целые поколения дизайнеров всего мира и сейчас не потеряли своей актуальности.

Но главная заслуга Малевича в том, что он впервые в мире продемонстрировал красоту чистой формы. Он решительно очистил пространство внутри формы и вокруг нее от налета декора. Будучи человеком чрезвычайно принципиальным и непримиримым, своим творчеством он положил начало новому этапу в развитии искусства и дизайна. Методические разработки Малевича и сейчас влияют на методики дизайнерских школ всего мира.

В современном дизайне интерьера супрематизм как стиль не используется. Иногда случаются цитаты из него, но они представляют собой скорее поверхностный вид стилиза­ции, так как супрематизм — стиль чрезвычайно сложный, требующий глубокого его пони­мания, а не просто подражания через простейшие геометрические формы.

ГЛАВНАЯ

Хотите получать новые статьи на почту?
Введите свой email:
  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий