Теория цвета в дизайне
Вкус, опыт и экспериментирование необходимы для выбора цвета. Но хотя здесь многое делается по наитию, всё же будет полезно получить некоторые научные представления об этом, особенно если вы впервые отказываетесь от нейтральных цветов. Вернитесь мысленно на несколько лет назад, когда вы учились в школе, и вспомните уроки физики. Там вас учили, что белый цвет состоит из многих цветов, которые можно увидеть по отдельности, когда луч света проходит через призму. Цвета радуги разделяются, поэтому каждый имеет свою длину волны: красный цвет имеет самую большую длину волны и самую низкую частоту, фиолетовый – самую короткую волну и самую высокую частоту. Причина, по которой мы воспринимаем какой-нибудь цвет, скажем синий, заключается в том, что поверхность предмета, на который падает свет, поглощает все его компоненты, кроме световых волн синего цвета. Затем они отражаются и воспринимаются нашими глазами. Понимание, что свет – это энергия и поэтому различные цвета обладают разной энергией, является центральной для таких практик, как цветовая терапия и фэн-шуй, которые разнообразно используют цвет для улучшения самочувствия и здоровья.
Цвета в видовом спектре
Цвета в этом видимом спектре, полученном путём разложения света в соответствии с длиной волны каждого цвета, традиционно соединяются по цепочке и представляются в виде цветового круга – важного для декораторов инструмента, потому что он иллюстрирует, как цвета соотносятся друг с другом и какой эффект они окажут на окружающую обстановку. Цвета, которые расположены рядом, называются гармоничными, а те, которые расположены напротив друг друга, – дополнительными.
Если вы не уверены, сочетаются ли два цвета, или если вы пробуете разработать более удачное цветовое решение, вы, вероятно, получите ответ с помощью круга цветов.
Когда мы имеем дело с выбором цвета, необходимо понимать термин «тон», или «оттенок». Он характеризует интенсивность цвета, насколько тот тёмный или светлый. Два разных цвета могут иметь одинаковый тон.
Оттенок краски можно изменить, если добавить чёрный цвет.
Это называется тенью, то есть более тёмным вариантом первоначального цвета. Если добавить белый, мы получим свет – более светлую версию первоначального цвета.
Когда в комнате сочетаются два и более цвета, подобрать правильно оттенки – задача очень ответственная, так как интенсивность цветов должна быть одинаковой, чтобы они гармонировали удачно.
ПОДБОР ЦВЕТОВ
Чтобы помочь себе выбрать цвет, сначала ответьте на следующие вопросы:
• Какие цвета естественно привлекают вас?
• Какие цвета вас расслабляют и какие вызывают прилив энергии?
• Будет ли комната использоваться для работы, игры или отдыха?
• Вас вдохновляют цвета, которые существуют в природе, или цвета отдельной исторической эпохи?
• Сколько естественного света должно быть в комнате?
• Окна комнаты выходят на север, юг, восток или запад?
• Вы хотите, чтобы пространство ощущалось замкнутым или открытым?
Принимая во внимание эти соображения, используйте следующие страницы, чтобы оценить, какие цвета лучше всего соответствуют вашим критериям.
ЦВЕТОВЫЕ ГРУППЫ
Существуют разнообразные способы группировки цветов; некоторые из них основаны на теории цвета, другие – на эстетических представлениях. Полезно взглянуть на эти группы и определить те, к которым вы имеете склонность. Вы можете решить оформить все комнаты вашего дома цветами из одной группы, чтобы создать гармоничный облик, или выбрать несколько групп, согласно тому назначению, для которого будет использоваться данная комната. Например, вы можете выбрать холодные, спокойные пастельные тона для спальни или основные цвета для игровой комнаты детей.
Комната в постельных тонах
Комната, оформленная в пастельных тонах, включает диапазон тесно взаимосвязанных, но приглушённых цветов, которые хорошо сочетаются вместе, создают ощущение покоя.
Обратите внимание на свою реакцию на каждую из следующих групп. Какая из них вызывает у вас ощущение покоя, а какая – ощущение прилива энергии? Вы ассоциируете тёплые цвета с уютом или подавлением? Холодные оттенки заставляют вас чувствовать себя расслабленной или вам становится холодно? Руководствуйтесь своим внутренним ощущением, интуицией, и цвета, которые вы выберите, будут хорошо служить вам.
Комната в холодных тонах
Комната, выдержанная в основных цветах, идеальна для тех частей дома, где вы хотели бы повысить своё ощущение энергии и жизнеспособности.
ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА
Красный, жёлтый и синий являются так называемыми тремя основными цветами, потому что их нельзя получить, смешивая другие цвета, и именно из этих цветов путём смешивания получаются все остальные. Оформление в этих цветах даёт смелые, яркие результаты, и они лучше всего подходят для тех комнат, где вы хотели бы повысить свою работоспособность и активность.
Основные цвета
ВТОРИЧНЫЕ И ТРЕТИЧНЫЕ ЦВЕТА
Смешивание двух основных цветов порождает вторичные (или вторые) цвета -оранжевый, зелёный и фиолетовый. Смешивание вторичных цветов даёт третичные (или третьи) цвета (всего их шесть), и так далее – каждое удачное смешение, которое будет всё менее и менее ярким и всё более и более приглушённым.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА
Дополнительные цвета расположены на цветовом круге напротив друг друга: подходящие оттенки красного и зелёного, синего и оранжевого, жёлтого и фиолетового – и воспринимаются резко контрастно, когда вы видите их вместе. Дополнительные цвета должны использоваться в качестве акцентных цветов. Например, оранжевая подушка на синем диване, чтобы оживить комнату.
ПАСТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА
Серо-голубой, бледно-розовый и лимонно-жёлтый являются теми цветами, к которым добавлено много белого цвета. Пастели светлые, яркие и неброские – идеальные цвета для создания покоя и безмятежного настроения во всём доме, но слишком большое их количество или слишком бледный оттенок могут создать впечатление безжизненности и пресности.
Пастельные цвета
ТЁПЛЫЕ И ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА
Цвета, которые близки по оттенкам к красному, оранжевому и жёлтому на цветовом круге, называются тёплыми, в то время как те цвета, которые располагаются рядом с синим и фиолетовым, являются холодными. Однако умелое смешивание может модифицировать их. Например, зелёный становится тёплым, если к нему добавить жёлтый, и становится холодным, если его смешивают с синим. Поэтому важно знать, какой вариант вы предпочитаете.
Теплые и холодные цвета
ЦВЕТА, КОТОРЫЕ УВЕЛИЧИВАЮТ ИЛИ УМЕНЬШАЮТ ПРОСТРАНСТВО
Тёплые цвета создают ощущение приближения предмета, а холодные – удаления. Стена, выкрашенная в тёплый цвет, кажется ближе к вам, чем та, которая выкрашена в холодный цвет. Используйте это знание, чтобы играть с пропорциями комнаты: окрасьте маленькую комнату синим, чтобы «раздвинуть» стены, а большую комнату – в красный, чтобы «согреть» её и создать ощущение интимности.
Цвета, увеличивающие или уменьшающие пространство
ЧЁРНЫЙ И БЕЛЫЙ
Хотя они не являются, строго говоря, цветами, тем не менее они очень полезны как смеси при создании нюансов и оттенков, то есть они могут изменить тон цвета, сделав его более светлым или более тёмным. Помимо кристально-белого сейчас известно множество разнообразных оттенков белого цвета, и их можно также по праву использовать, чтобы создавать удивительно чистые и простые решения.
Монохромные цветовые проекты базируются на разнообразных оттенках одного цвета. Выбор монохромного вида также сокращает то, что иногда кажется безграничным диапазоном возможностей.
НЕЙТРАЛЬНЫЕ ЦВЕТА
Эта группа включает такие оттенки, как кремовый, цвет буйволовой кожи и серый. Этот термин используется для того, чтобы обозначить естественно приглушённые цвета, такие как цвет земли или камня. Они сразу не производят впечатления ни тёплого, ни холодного цветов (хотя существует, конечно, такая вещь, как холодный серый и тёплый серый), поэтому они играют важную роль в уравновешивании, приглушении и выделении ярких цветов. Более того, они на удивление легко сочетаются друг с другом.
Нейтральные цвета
Источник: книга Элис Вестгейн «Планировка, ремонт и дизайн квартиры своими руками»
Еще статьи из рубрики «Создание уюта в квартире»:
Выбор рисунка
Важность фактуры
Белое и не совсем белое
Цвет, фактура и рисунок
Февраль 18th, 2012 - 16:41
Да, подборка оттенков действительно искусство.
Никогда не думала, что это требует такого пристального внимания, пока не занялась веб-дизайном)
Февраль 21st, 2012 - 11:00
Классная и очень полезная статья.
Март 8th, 2012 - 9:16
Очень полезная статья!
Март 15th, 2012 - 1:50
Понравилось! Красиво у Вас! Творчески! Учусь в Старт Ап проекте. Продвинутый курс. Мне нравится! Как у Вас? Времени сколько, ушло у Вас на обустройство сайта? Сколько уделяете ему сейчас? Заходите в гости! Вам, буду рад! Дружить предлагаю нашим коллегам по сайтостроению. Как Вы считаете, насколько необходимо, само организовываться в дружеские, взаимопомощьные группы?! Каким образом правильнее? Техническая поддержка со стороны, не работает! Сторонние, заинтересованные сайты, просто тулят нам свою продукцию, внимания требуя и времени Нашего! Как быть, в такой развивающейся ситуации? Попишу, поспрашиваю, у наших коллег. Уверен, что найдем ответ! Успехов Вам творческих, благополучия достойного. Важнейшее – крепости духа! Так держать! А весне, быть!