Эклектика, как стиль в интерьере
XIX век характерен обилием революционных событий и переломных моментов в культуре и искусстве. Одним из таких переломных моментов было появление мире явления, весьма противоречивого и неоднозначного, которое называется «эклектика».
Эклектика (от греч. eklektikos — выбирающий) — соединение в одном художественном образе принципиально противоположных частей от разных стилей. В более широком смысле — соединение органично несовместимых элементов в одно целое.
Эклектика — порождение массовой культуры и, как любой пример искусства, ориентируемого на широкие массы потребителей, имеет свои положительные и отрицательные стороны. Основное общее значение эклектики, безусловно, отрицательное. Когда хотят подчеркнуть низкий художественный уровень и отсутствие эстетических ценностей, часто используют этот термин. Действительно, в период эклектики XIX века направленность на удовлетворение любых запросов и потакание любым вкусам и желаниям неизбежно привело к снижению уровня эстетических качеств выпускаемой продукции.
Для массового, или, как сейчас его называют, популярного искусства, основным стимулом в творчестве и главной причиной для создания произведения являются деньги. Первым, и иногда единственным, критерием оценки ценности произведения является его способность продаваться. То, что не приносит больших денег, бесполезно, а значит, неинтересно. Для чего нужно искусство, которое не продается, разве есть в нем смысл? При подобном отношении к искусству характерно желание во что бы то ни стало угодить заказчику, зрителю, слушателю, читателю, подстроиться под его вкус, неважно, хороший или дурной, чтобы продать свою продукцию как можно большему количеству людей. На первый взгляд такое желание кажется естественным. В итоге все довольны, каждый получает то, что хотел: один — деньги, а другой — уверенность в том, что он приобрел истинное и бесценное искусство. И многие так работают. Более того, некоторые искренне убеждены в том, что так и следует работать. Правда, дизайнер, обещая заказчику уникальный и стильный дизайн, не сообщает, что его детище по сути ширпотреб и очередной образец эклектики. Рассуждая о хорошем дизайне и одновременно тиражируя дурной вкус, дизайнер думает, что это вынужденная мера и в следующий раз он обязательно создаст что-то истинно прекрасное и стильное, но все повторяется. К сожалению, это не только обман заказчика. Создавая подобную культурную ценность, мастер, если он действительно одаренный художник, идет на некую сделку. Такой постоянный компромисс может привести к постепенному вырождению таланта.
Однако в эклектике, помимо очевидного вреда, есть и положительные стороны. Прежде всего, не все то, что эклектично, обязательно признак дурного вкуса. Если эклектику создает мастер высокого класса, с прекрасным чувством меры и вкуса, то эклектика может выглядеть даже стильной. Например, здание Нового Эрмитажа архитектора Лео Кленце, в отличие от других зданий Эрмитажа, не принадлежит к какому-то определенному стилю. В нем соединены элементы от трех разных стилей, но при этом оно выглядит не менее стильно и органично, чем другие прекрасные сооружения ансамбля.
Часто большие городские архитектурные ансамбли, застраиваемые без генерального плана спонтанно и хаотично в разные временные периоды, создают впечатление эклектики. Так застраивалась Москва. Отдельные прекрасные сооружения, созданные великими зодчими, стилистически разные, но соединные большим пространством города, в целом выглядят эклектикой. Moсквичи, когда говорят о стиле не отдельных памятников, а о стиле Москвы в целом, используют выражение «Великая эклектика Москвы», естественно, не с отрицательной, а с положительной интонацией, подчеркивая то разнообразие, которое их окружает.
С положительной стороны эклектику можно рассматривать как полигон для отработки новых приемов и преодоления довлеющих штампов. В частности, эклектика XIX века служила своеобразной системой для применения новых принципов работы. Веками заложенные традиции, выверенные каноны, жесткие та, от которых, казалось, нельзя уйти, в сравнительно короткий период разрушены. Эклектика расчищала культурное пространство для новых идей, одновременно создавая глубокий культурный кризис. Но без упадка и, главное, без осознания падения и борьбы с ним не было бы и взлета. Возможно, необходимость выхода из затянувшейся болезни эклектизма и заставших представителей культуры и искусства создать те новые и прекрасные стили, о которых пойдет речь дальше.
Иногда можно услышать высказывание: «Когда непонятно, что за стиль, то это эклектика». Это неверно. Об эклектике можно говорить в том случае, если в одном произведении ясно различимы элементы разных стилей. Если они не видны, то либо это просто бесстилье (отсутствие признаков какого-либо стиля), либо этот стиль вам незнаком, но совсем не обязательно, что он является эклектикой.
Интерьер в стиле эклектика